Полихудожественный подход на уроках музыкальной литературы

Педагогическая теория » Полихудожественный подход на уроках музыкальной литературы

Современную духовную ситуацию в обществе характеризует нестабильность ценных ориентаций личности, ввиду противостояния материальных и духовных ценностей на всех уровнях жизнедеятельности человека. Сегодня задача гуманизации и гуманитаризации школы, обращение к глубинам духовного и нравственного формирования личности придают вопросам взаимодействия искусств в художественно-эстетическом воспитании школьников особый смысл.

В наше время в ходе социально-экономических изменений общества мы можем наблюдать распад семейной художественной среды и художественной самоорганизации людей, взаимодействия поколений и традиционных культур. Это влечет за собой нравственные и экономические потери, разрушение трудовой культуры, интеллектуальных традиций и потенциала.

Система изолированных моноискусств растерзала целостное художественное сознание молодежи, и она вынуждена искать единые души в роке, кинематографе, игрищах дискотек, музыкальных клипах, где искусство сливается с потоком жизни. В этих явлениях нельзя видеть лишь духовное разложение молодежи и падение художественной классики. Здесь на лицо кризис методов художественный пропаганды и бытия искусства в современной индустриальной и социальной среде.

Сегодня каждое искусство дается школьникам раздельно, слабо скреплено с общим сводом их знаний, представлений и деятельности. Между тем наглядно-действенные, наглядно-образные и художественные способы освоения мира образуют особый пласт педагогических явлений, тесно спаянных с общим интеллектуальным, социально-нравственным и творческим развитием ребенка.

Разработка нового поколения программ на полихудожественной основе является предметом напряженных поисков исследователей, ученых и практиков. Научный интерес в области музыкального воспитания был ориентирован преимущественно на приобретение узкоспециальных навыков и умений: вокально-хоровых, ритмических, инструментального музицирования. Для большинства перечисленных исследований характерно гипертрофия частно-методического знания, недооценка необходимости освещения проблемы с точки зрения методологических подходов развития целостного эстетического потенциала личности.

Понятие «эстетического потенциала личности» как совокупности личностных качеств, развитых способностей и освоенных способов эстетической деятельности, определяющих эстетическое отношение к миру, может быть критерием эстетического развития, опыта, культуры личности в целом. В психолого-педагогической литературе акцентируется внимание на эстетическом отношении как «неотчужденном бескорыстном» внимании ребенка ко всему живому (Горюнова Л.В., Мелик-Пашаев А.А., Неменский Б.М., Юсов Б.П.).

Под «эстетическим отношением к миру» мы понимаем экологическое целостное отношение человека, способность чувствовать мир во всех его взаимосвязях; под эстетическим отношением к произведениям искусства – способность вести духовный диалог с автором и его героями, выработка своей картины мира.

Наиболее приемлемым является целостный подход к освоению детьми культуры и искусства через организацию на занятиях широкой жизненно-художетсвенной среды как источника духовного становления ребенка (концепция полихудожественного развития Юсова Б.П. и формирование музыкальной культуры Горюновой Л.В.). Данные концепции представляют собой разработку педагогических основ теории развития ребенка искусством.

Актуальность проблемы развития эстетического потенциала младшего школьника и нахождение путей ее практического выполнения в полихудожественном подходе к развитию личности обеспечивает выбор темы исследования: полихудожественный подход к развитию эстетического потенциала учащихся на уроках музыкальной литературы в ДШИ.

Цель

исследования – разработка эффективных путей и методов развития эстетического потенциала учащихся на уроках музыкальной литературы.

Объект

исследования – эстетический потенциал учащихся ДШИ.

Предмет

исследования – полихудожественный подход к развитию эстетического потенциала учащихся ДШИ.

Гипотеза

исследования: развитие эстетического потенциала учащихся будет эффективным, если:

1) будет обеспечена опора на принцип дополнительности при моделировании занятий;

2) педагог обеспечивает высокий уровень комплексного взаимодействия видов искусств в полихудожественной деятельности в урочной и внеурочной работе;

3) мотивация к полихудожественной деятельности будет выстраиваться сообразно природе личности школьника.

Задачи исследования:

1. Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эстетического потенциала детей.

2. Изучить современное состояние реализации полихудожественного подхода в теории и практике музыкального образования.

3. Разработать и экспериментально проверить систему методов и приемов, направленных на развитие эстетического потенциала учащихся в условиях гибкого полихудожественного подхода.

Теоретико-методологической основой

работы являются: концепции развития творческого потенциала личности Андреева В.И., Мещеряковой Л.В., Рындак В.Г.; теории эстетического отношения к действительности Борева Ю.Б., Киященко Н.И., Лосева А.Ф.; психологические теории восприятия искусства Выготского Л.С., Мелик-Пашаева А.А.; концепция формирования музыкальной культуры Горюновой Л.В., Школяр Л.В.; концепция полихудожественного развития личности школьника Юсова Б.П.

Методы

исследования. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Эмпирические: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, анализ творческих работ учащихся. Диагностические: анкетирование и интервьюирование учащихся. Экспериментальные: констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.


Другое о педагогике:

Формирование мирового образовательного характера
Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрации образовательных систем. Мировое образовательное пространство как система отвечает принципу взаимосвязи системы и среды. Его формир ...

Тембровый слух. Ощущение фонизма
По тембрам отличают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные или на разных инструментах, разными голосами, или на одном инструменте разными способами, штрихами. Тембр определяется материалом, формой вибратора, условиями его колебаний, резонатором, акустикой помещения. В характеристике те ...

Типология учебных телекоммуникационных проектов
Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологи­ческим признакам можно отнести: 1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, при­ключенческий и т.д. 2.Доминирующий в проекте содержательны ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru