Понятие «потенциал» является полинаучным и рассматривается исследователями в различных областях современного знания от естественнонаучного направления до гуманитарного. В общепринятом значении данное понятие, происходящее от латинского «potentia» – сила, в философии трактуется как источник, возможность, средства, запас, что может быть приведено в действие, использовано для определенной цели, решения какой-либо задачи; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Потенциал определяется через готовность к осуществлению разных видов деятельности и через возможность достижения прогнозируемых уровней личностного развития. Потенциал личности составляет формирующуюся у человека внутреннюю структуру, в которой интерпретируются его общие способности как индивида, и специальные как субъекта деятельности. sub zero appliance repair San Jose
Под потенциалом ряд исследователей понимают «зону ближайшего развития», выдвинутую Л.С. Выготским, считая, что понятие потенциал, в психологическом плане, не сводится только к задаткам, в общем виде она указывает также на те «психологические резервы» личности, которые оказались или оказываются в силу ряда причин неиспользованными. Следовательно, структуру личности мы правомерны рассматривать как единство двух подсистем: потенциальной и актуальной; а способы прохода между этими подсистемами характеризуются в качестве механизма развития личности.
Анализируя структуру индивидуальной деятельности, В.И. Слободчиков в качестве деятельностных категорий выделяет: «Ресурс – Потенциал – Действие – Условие – Цель», где первые три элемента суть субъект, последние три – объект, средние три – то, что называется средством. При этом потенциал рассматривается как структурируемый ресурс определенной мощности.
В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется творческому потенциалу личности. Этой проблеме посвящены работы Андреева В.И., А.М. Матюшкина, Л.В. Мещеряковой, В.Г. Рындак, Шевандрина Н.И. и других.
С точки зрения А.М. Матюшкина – творческий потенциал представляет собой личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству.
В.Г. Рындак рассматривает творческий потенциал как систему личностных особенностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. При этом саморазвитие рассматривается как закономерное развитие индивида. Вместе с тем, саморазвитие представляет собой как количественные, так и качественные изменения на основе созидательной и творческой деятельности, направленной на поиск оригинальных творческих идей и решений по изменению самого себя.
По мнению Н.И. Шевандрина, личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами, которые задают направленность процессу развития личности: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, последний обусловливается уровнем содержания и интенсивностью потребностей личности в прекрасном.
Уяснение сущности процесса развития эстетического потенциала будет неполным без рассмотрения основных понятий. Необходимое уточнение ведущих понятий в источниках справочного и научно-педагогического характера позволяет сделать следующий анализ.
Термин «эстетический» происходит от греческого aistheticos – чувствующий, чувственный. В греческой философии «эстетическое» трактовали как начало, пронизывающее все процессы и явления. Закономерности эстетического освоения действительности общи для любых сфер.
В философии термин «эстетичесое» нередко используется в самостоятельном значении, как имя существительное, означая при этом чувственное (А. Баумгартен), выразительное бытие (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин), отношение к тому, что в окружающем мире вызывает чувства (Л.Н. Столович), форму ценностного сознания в отличие от познавательной деятельности (М.С. Каган), родовое понятие для определенно класса ценностей, которое отличается способностью энергийного воздействия на субъекта, вызывая у него адекватную реакцию (К.З.Акопян).
Нередко эстетическое («чувственно-выразительное») трактуется как исходная категория во всех проявлениях: Эстетическое чувство, эстетическое отношение, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая ценность, искусство как вид специфической эстетической деятельности. Проявление этих и других видов эстетического (эстетической потребности, эстетического суждения, эстетического восприятия и т.д.) в структуре эстетического сознания и эстетической культуры нашло освещение в научной литературе (Б.Б. Бореев, А.И. Буров, М.А. Верб, М.С. Каган, А.С. Молчанова П.М, Якобсон).
Другое о педагогике:
Результаты практической работы и их обсуждение
На заключительном этапе практической работы был проведен сравнительный анализ полученных материалов до и после проведения исследовательской работы. Результаты предоставлены в сводном протоколе (таблица № 1). Таблица 1 - Физическая подготовленность школьников исследуемого3 «А» класса Ф.И. школьников ...
Обучение команд, поиск адекватных моделей
Команды поддержки (включающие консультантов по вопросам образования, управления, психологов) проводят работу по повышению уровня осведомленности команд в вопросах управления. Участники проекта должны получить представление об основаниях разных моделей, их применимости и ограничениях, процессе и эфф ...
Проблемные ситуации как основа проблемного обучения
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации являет ...