Сущность эстетического потенциала детей

Страница 1

Понятие «потенциал» является полинаучным и рассматривается исследователями в различных областях современного знания от естественнонаучного направления до гуманитарного. В общепринятом значении данное понятие, происходящее от латинского «potentia» – сила, в философии трактуется как источник, возможность, средства, запас, что может быть приведено в действие, использовано для определенной цели, решения какой-либо задачи; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Потенциал определяется через готовность к осуществлению разных видов деятельности и через возможность достижения прогнозируемых уровней личностного развития. Потенциал личности составляет формирующуюся у человека внутреннюю структуру, в которой интерпретируются его общие способности как индивида, и специальные как субъекта деятельности.

Под потенциалом ряд исследователей понимают «зону ближайшего развития», выдвинутую Л.С. Выготским, считая, что понятие потенциал, в психологическом плане, не сводится только к задаткам, в общем виде она указывает также на те «психологические резервы» личности, которые оказались или оказываются в силу ряда причин неиспользованными. Следовательно, структуру личности мы правомерны рассматривать как единство двух подсистем: потенциальной и актуальной; а способы прохода между этими подсистемами характеризуются в качестве механизма развития личности.

Анализируя структуру индивидуальной деятельности, В.И. Слободчиков в качестве деятельностных категорий выделяет: «Ресурс – Потенциал – Действие – Условие – Цель», где первые три элемента суть субъект, последние три – объект, средние три – то, что называется средством. При этом потенциал рассматривается как структурируемый ресурс определенной мощности.

В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется творческому потенциалу личности. Этой проблеме посвящены работы Андреева В.И., А.М. Матюшкина, Л.В. Мещеряковой, В.Г. Рындак, Шевандрина Н.И. и других.

С точки зрения А.М. Матюшкина – творческий потенциал представляет собой личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству.

В.Г. Рындак рассматривает творческий потенциал как систему личностных особенностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. При этом саморазвитие рассматривается как закономерное развитие индивида. Вместе с тем, саморазвитие представляет собой как количественные, так и качественные изменения на основе созидательной и творческой деятельности, направленной на поиск оригинальных творческих идей и решений по изменению самого себя.

По мнению Н.И. Шевандрина, личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами, которые задают направленность процессу развития личности: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, последний обусловливается уровнем содержания и интенсивностью потребностей личности в прекрасном.

Уяснение сущности процесса развития эстетического потенциала будет неполным без рассмотрения основных понятий. Необходимое уточнение ведущих понятий в источниках справочного и научно-педагогического характера позволяет сделать следующий анализ.

Термин «эстетический» происходит от греческого aistheticos – чувствующий, чувственный. В греческой философии «эстетическое» трактовали как начало, пронизывающее все процессы и явления. Закономерности эстетического освоения действительности общи для любых сфер.

В философии термин «эстетичесое» нередко используется в самостоятельном значении, как имя существительное, означая при этом чувственное (А. Баумгартен), выразительное бытие (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин), отношение к тому, что в окружающем мире вызывает чувства (Л.Н. Столович), форму ценностного сознания в отличие от познавательной деятельности (М.С. Каган), родовое понятие для определенно класса ценностей, которое отличается способностью энергийного воздействия на субъекта, вызывая у него адекватную реакцию (К.З.Акопян).

Нередко эстетическое («чувственно-выразительное») трактуется как исходная категория во всех проявлениях: Эстетическое чувство, эстетическое отношение, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая ценность, искусство как вид специфической эстетической деятельности. Проявление этих и других видов эстетического (эстетической потребности, эстетического суждения, эстетического восприятия и т.д.) в структуре эстетического сознания и эстетической культуры нашло освещение в научной литературе (Б.Б. Бореев, А.И. Буров, М.А. Верб, М.С. Каган, А.С. Молчанова П.М, Якобсон).

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Организация профильного обучения
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» , где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной ш ...

Новые требования к роли директора школы и условия работы директоров сегодня
По данным исследования центра МакКинзи, постоянное стимулирование профессиональной активности и система непрерывного повышения квалификации учителей (в том числе внутрикорпоративная, коучинг молодых специалистов) является одним из значимых факторов, влияющих на образовательные результаты. Более тог ...

Дидактическая игра как средство формирования операций логического мышления
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этногра ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru