Сущность эстетического потенциала детей

Страница 2

Эстетическое является общим универсальным свойством, пронизывающим восприятие всех видов деятельности человека, важнейшим элементом человеческой культуры.

Рассмотрим значение общепринятых терминов, традиционно употребляемых в педагогике.

Понятие «эстетическое воспитание» обычно рассматривается как формирование способности полноценного восприятия и понимания красоты в искусстве и действительности, выработка эстетических вкусов, идеалов, развитие творческих задатков и способностей. Целью эстетического воспитания, по мнению А.Ю.Гончарука, является формирование определенного эстетического отношения человека к действительности (природе и общественной жизни) и искусству, А.В. Бакушинский рассматривает эстетическое воспитание как освобождение творческих потенций человека, культура творческой личности.

Основными задачами эстетического воспитания традиционно считают развитие у каждого человека способности восприятия эстетических явлений в искусстве и жизни, умения различать душевные состояния при восприятии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического, формирование художественного и эстетического вкуса, развитие умения проникать в сущность произведений искусства и явлений действительности, сосредотачивать внимание на законах красоты, приложимых к материально-производственной, общественной и познавательной деятельности; стремление к творчеству по законам красоты.

Важным для определения сущности эстетического воспитания является современная трактовка содержания понятия «эстетическое отношение».

Эстетическое отношение человека к миру – одно из проявлений его формирующейся ценностной ориентации, в котором подчеркивается широкое представление эстетического отношения как отношения к жизни, «сырой» действительности, а не только к искусству и в котором понятие эстетического отношения и ценностной ориентации максимально сближены. Эстетическое отношение носит субъективно-объективный характер ценностного сознания (М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев).

Изучение и анализ психолого-педагогической, научной и философской литературы выявили интерес исследователей к проблемам художественно-эстетического воспитания, которое несет в себе развитие сущностных сил человека и утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей жизни как способа гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека. Художественно-эстетическое воспитание всеохватывающе, поскольку оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека (глубину его мышления, установки, тонкость чувств и т.д.).

Музыкально-эстетическое воспитание предполагает систему ценностных психолого-педагогических взаимодействий при общении с музыкой в целях достижения развитой музыкально-эстетической культуры человека. Успех музыкально-эстетического воспитания зависит от многих факторов, в их ряду способности, возможности и желание человека (реципиента) воспринимать музыку, а также ценностное взаимодействие в триаде: учитель – музыка – ученик.

Музыкально-эстетическое воспитание создает личностные новообразования, ведущие к смысловой целенаправленной творческой деятельности при определенных условиях, ведущим из которых является сама личность, ее ценностный центр.

Актуальным сегодня является определение эстетического образования, данное А.В. Луначарским в 1918 году: «Под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание упрощенного детского искусства, а систематического развития органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки».

Восприятие прекрасного способно вызывать в любые эпохи состояния радости, бескорыстной любви, чувства художественной свободы, подтверждая и обогащая эстетические идеалы личности и социума.

Но не только на восприятии завязано протекание сущностного эстетического процесса в человеке. Восприятие – это врата формирования эстетического отношения к миру, первоначальная фаза деятельности «для себя».

Под «восприятием» в традиции отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.И. Зинченко, А.В. Петровский) понимается «отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий». В основе эстетического восприятия лежат психофизиологические закономерности работы различных зон коры головного мозга и подкорки. Восприятие имеет рефлекторную природу, связано с мышлением, речью, воображением, памятью, эмоциональными переживаниями личности.

Процесс восприятия как процесс развертывания и формирования художественного образа имеет несколько стадий:

первичное восприятие (нерасчлененное);

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Разработка систем экспериментальных заданий по теме «Динамика». Методические рекомендации по применению на уроках физики
На изучение темы Динамика отводится 18 часов. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах. Для этой темы нами было предложено следующее экспериментальное задание: Цель эксперимента: Показать, как скорость воздуха влияет на полет самолета. Материалы: маленькая воронка, мячик для ...

Познавательная деятельность, как условие развития младшего школьного возраста
Познавательная деятельность включает в себя: познавательные интересы, познавательные процессы, познавательную активность, которые в свою очередь включают в себя познание окружающего мира: в игре, в труде, на прогулках, на занятиях, в общении с взрослыми и со сверстниками, путем осуществления воспри ...

Цель и задачи экспериментальной части исследования у детей с ОНР
речь недоразвитие дошкольник лексика В процессе развития ребёнка, как общего, так и речевого его словарный запас обогащается. Одновременно с этим происходит и его качественное развитие. Поэтому когда ребёнок начинает осмысленно воспринимать значение слова, то повышается и уровень его обобщения, уро ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru