Сущность эстетического потенциала детей

Страница 2

Эстетическое является общим универсальным свойством, пронизывающим восприятие всех видов деятельности человека, важнейшим элементом человеческой культуры.

Рассмотрим значение общепринятых терминов, традиционно употребляемых в педагогике.

Понятие «эстетическое воспитание» обычно рассматривается как формирование способности полноценного восприятия и понимания красоты в искусстве и действительности, выработка эстетических вкусов, идеалов, развитие творческих задатков и способностей. Целью эстетического воспитания, по мнению А.Ю.Гончарука, является формирование определенного эстетического отношения человека к действительности (природе и общественной жизни) и искусству, А.В. Бакушинский рассматривает эстетическое воспитание как освобождение творческих потенций человека, культура творческой личности.

Основными задачами эстетического воспитания традиционно считают развитие у каждого человека способности восприятия эстетических явлений в искусстве и жизни, умения различать душевные состояния при восприятии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического, формирование художественного и эстетического вкуса, развитие умения проникать в сущность произведений искусства и явлений действительности, сосредотачивать внимание на законах красоты, приложимых к материально-производственной, общественной и познавательной деятельности; стремление к творчеству по законам красоты.

Важным для определения сущности эстетического воспитания является современная трактовка содержания понятия «эстетическое отношение».

Эстетическое отношение человека к миру – одно из проявлений его формирующейся ценностной ориентации, в котором подчеркивается широкое представление эстетического отношения как отношения к жизни, «сырой» действительности, а не только к искусству и в котором понятие эстетического отношения и ценностной ориентации максимально сближены. Эстетическое отношение носит субъективно-объективный характер ценностного сознания (М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев).

Изучение и анализ психолого-педагогической, научной и философской литературы выявили интерес исследователей к проблемам художественно-эстетического воспитания, которое несет в себе развитие сущностных сил человека и утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей жизни как способа гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека. Художественно-эстетическое воспитание всеохватывающе, поскольку оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека (глубину его мышления, установки, тонкость чувств и т.д.).

Музыкально-эстетическое воспитание предполагает систему ценностных психолого-педагогических взаимодействий при общении с музыкой в целях достижения развитой музыкально-эстетической культуры человека. Успех музыкально-эстетического воспитания зависит от многих факторов, в их ряду способности, возможности и желание человека (реципиента) воспринимать музыку, а также ценностное взаимодействие в триаде: учитель – музыка – ученик.

Музыкально-эстетическое воспитание создает личностные новообразования, ведущие к смысловой целенаправленной творческой деятельности при определенных условиях, ведущим из которых является сама личность, ее ценностный центр.

Актуальным сегодня является определение эстетического образования, данное А.В. Луначарским в 1918 году: «Под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание упрощенного детского искусства, а систематического развития органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки».

Восприятие прекрасного способно вызывать в любые эпохи состояния радости, бескорыстной любви, чувства художественной свободы, подтверждая и обогащая эстетические идеалы личности и социума.

Но не только на восприятии завязано протекание сущностного эстетического процесса в человеке. Восприятие – это врата формирования эстетического отношения к миру, первоначальная фаза деятельности «для себя».

Под «восприятием» в традиции отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.И. Зинченко, А.В. Петровский) понимается «отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий». В основе эстетического восприятия лежат психофизиологические закономерности работы различных зон коры головного мозга и подкорки. Восприятие имеет рефлекторную природу, связано с мышлением, речью, воображением, памятью, эмоциональными переживаниями личности.

Процесс восприятия как процесс развертывания и формирования художественного образа имеет несколько стадий:

первичное восприятие (нерасчлененное);

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Литература и поэзия на уроках в ДШИ
Музыка – вид искусства, обращенный к нашему “внутреннему зрению”, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств. Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосв ...

Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития
Особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по картинам обуславливались спецификой этого вида обучения рассказыванию. С одной стороны, наглядные образы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз – высказываний, с другой – при составлении связного расск ...

Анализ учебно-методической и специальной литературы по выбранной теме
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений "Педагогика" под редакцией Виталия Александровича Сластенина изданное в 2002 году стало для всех студентов эталоном фундаментального подхода к изучению проблемы воспитательных и образовательных процессов в современной ш ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru