Сущность эстетического потенциала детей

Страница 4

Под эстетическим отношением к себе чаще всего понимают осознанную способность человека воспринимать мир в категориях эстетики, выделяя в своем отношении оценку по законам красоты. В формировании индивидуальной картины мира «искусство, вобравшее весь опыт человеческой чувственности и неотрывного от него мышления, таит богатейшие возможности». Эстетическое отношение к себе – это качественное изменение, которое заключается в изживании негативных чувств, в восполнении положительных эмоций через любовь и открытость к миру, отзывчивость и доброту. Это путь обращенности от своего «Я» ко взгляду во вне, к установлению духовного равновесия со средой, которое можно наблюдать через сопоставление баланса личностного, межличностного и надличностного в человеке, что отражает меру человеческого отношения ко всему окружающему, степень проявления пластичности и устойчивости личности, ее многогранности.

Эстетическое отношение к действительности – это экологическое целостное отношение человека, предполагающее способность чувствовать мир во всех взаимосвязях, сопереживать природе, культуре, истории, другому человеку, осознавать целесообразность целого, всей природы: воды, влздуха; растений, людей и считаться с ними как с активными субъектами.

Эстетическое отношение к искусству предполагает духовный диалог с автором и его героями, сопереживание и соотнесение с жизнью, обретение собственного образа, своей картины мира через приобщение к духовным ценностям.

Эстетический потенциал личности как интегративная целостность личностных качеств, развитых способностей и освоенных способов эстетической деятельности, определяющих эстетическое отношение к миру, является критерием эстетического развития, культуры личности в целом. Изменение потенциала личности: возможного и актуального, вероятного и реализуемого, и есть развитие «степени мощности» личности.

Истоками развития эстетического потенциала являются:

задатки-способности личности: общетворческие и специальные (по Теплову Б.М.);

содержание социально-художественной среды;

влияние стихийного или целенаправленного фактора руководства.

Слагаемыми компонентами содержания эстетического потенциала являются:

банк эмоционально-психологических состояний;

банк художественных образов, «вечных» тем-идей искусства;

банк понятий и терминов эстетического словаря;

банк алгоритмов творческой деятельности в разных формах общения с искусством;

включенность человека в культурогенные процессы.

В типологии потенциалов личности акцент делается на динамике развития от необходимого каждому человеку базового эстетического потенциала, через прикладной исполнительский и мотивационный, к творческому эстетическому потенциалу.

Базовый (ориентационный) эстетический потенциал необходим для умения ориентироваться в окружающей первой и второй реальности (жизни и искусства); содержит аксиологический, социологический, онтологический, морфологический аспекты.

Исполнительский эстетический потенциал (прикладной) прибавляет в умении чувствовать, мыслить и исполнять в рамках программы на любительском или профессиональном уровне.

Мотивационный эстетический потенциал тоже прикладной, но находится на более высокой ступени, на которой эстетический опыт выступает как мотив к деятельности. Эстетическая мотивация выступает как свойство высших форм восприятия (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев).

Творческий эстетический потенциал занимает высшую ступень в типологии потенциалов, вооружая умением творить новое.

Отслеживание развития эстетического потенциала личности мы предлагаем производить по следующим критериям:

умение производить на слух интонационно-образную суть музыки;

умение адекватно выразить суть музыкального образа в вербальных, художественно-графических, художественно-двигательных видах деятельности;

драматургические умения (эвристическая работа с сюжетом; речевая, вокальная, мело-ритмо-пластическая импровизация);

умение определять на слух стиль той или иной эпохи, композитора;

рефлексия (умение осознавать и выражать «шлейф» своего собственного восприятия в творческих работах).

Движущей силой развития эстетического потенциала личности, согласно концепции Б.П. Юсова, является воображение. В.В. Давыдов трактует воображение как базовый процесс развития обобщенного мышления. Забота о развитии полифонического воображения как универсальной способности ребенка преобразовывать поможет развитию полноценного эстетического творческого потенциала.

Известные педагогические системы Л.В.Занкова, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова предполагают разносторонний художественный опыт школьников в контексте общего образования и нравственного развития личности. Наглядно-действенные, наглядно-образные и художественно-музыкальные способы освоения мира образуют особый пласт педагогических явлений, тесно спаянных с интеллектуальным, социально-нравственным и творческим развитием ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое о педагогике:

Понятийно-категориальное пространство проектной деятельности
Термин "чтение" употребляется в разных значениях: в узком смысле – это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения; в широком – техника чтения и плюс понимание прочитанного ("Методика обучения чтению"). Навык – автоматизированное действие, вырабатывающиеся в результате ...

Морфология диссертации
Представление диссертационного исследования (ДИ), как и науки в качестве социального куматоида, предполагает существование его структуры с набором структурных элементов, слабо изменяющейся от диссертации к диссертации. По этому поводу М.А. Розов пишет: «Посмотрите и сравните друг с другом рефераты ...

Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения
В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория разв ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru