Под эстетическим отношением к себе чаще всего понимают осознанную способность человека воспринимать мир в категориях эстетики, выделяя в своем отношении оценку по законам красоты. В формировании индивидуальной картины мира «искусство, вобравшее весь опыт человеческой чувственности и неотрывного от него мышления, таит богатейшие возможности». Эстетическое отношение к себе – это качественное изменение, которое заключается в изживании негативных чувств, в восполнении положительных эмоций через любовь и открытость к миру, отзывчивость и доброту. Это путь обращенности от своего «Я» ко взгляду во вне, к установлению духовного равновесия со средой, которое можно наблюдать через сопоставление баланса личностного, межличностного и надличностного в человеке, что отражает меру человеческого отношения ко всему окружающему, степень проявления пластичности и устойчивости личности, ее многогранности.
Эстетическое отношение к действительности – это экологическое целостное отношение человека, предполагающее способность чувствовать мир во всех взаимосвязях, сопереживать природе, культуре, истории, другому человеку, осознавать целесообразность целого, всей природы: воды, влздуха; растений, людей и считаться с ними как с активными субъектами.
Эстетическое отношение к искусству предполагает духовный диалог с автором и его героями, сопереживание и соотнесение с жизнью, обретение собственного образа, своей картины мира через приобщение к духовным ценностям.
Эстетический потенциал личности как интегративная целостность личностных качеств, развитых способностей и освоенных способов эстетической деятельности, определяющих эстетическое отношение к миру, является критерием эстетического развития, культуры личности в целом. Изменение потенциала личности: возможного и актуального, вероятного и реализуемого, и есть развитие «степени мощности» личности.
Истоками развития эстетического потенциала являются:
задатки-способности личности: общетворческие и специальные (по Теплову Б.М.);
содержание социально-художественной среды;
влияние стихийного или целенаправленного фактора руководства.
Слагаемыми компонентами содержания эстетического потенциала являются:
банк эмоционально-психологических состояний;
банк художественных образов, «вечных» тем-идей искусства;
банк понятий и терминов эстетического словаря;
банк алгоритмов творческой деятельности в разных формах общения с искусством;
включенность человека в культурогенные процессы.
В типологии потенциалов личности акцент делается на динамике развития от необходимого каждому человеку базового эстетического потенциала, через прикладной исполнительский и мотивационный, к творческому эстетическому потенциалу.
Базовый (ориентационный) эстетический потенциал необходим для умения ориентироваться в окружающей первой и второй реальности (жизни и искусства); содержит аксиологический, социологический, онтологический, морфологический аспекты.
Исполнительский эстетический потенциал (прикладной) прибавляет в умении чувствовать, мыслить и исполнять в рамках программы на любительском или профессиональном уровне.
Мотивационный эстетический потенциал тоже прикладной, но находится на более высокой ступени, на которой эстетический опыт выступает как мотив к деятельности. Эстетическая мотивация выступает как свойство высших форм восприятия (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев).
Творческий эстетический потенциал занимает высшую ступень в типологии потенциалов, вооружая умением творить новое.
Отслеживание развития эстетического потенциала личности мы предлагаем производить по следующим критериям:
умение производить на слух интонационно-образную суть музыки;
умение адекватно выразить суть музыкального образа в вербальных, художественно-графических, художественно-двигательных видах деятельности;
драматургические умения (эвристическая работа с сюжетом; речевая, вокальная, мело-ритмо-пластическая импровизация);
умение определять на слух стиль той или иной эпохи, композитора;
рефлексия (умение осознавать и выражать «шлейф» своего собственного восприятия в творческих работах).
Движущей силой развития эстетического потенциала личности, согласно концепции Б.П. Юсова, является воображение. В.В. Давыдов трактует воображение как базовый процесс развития обобщенного мышления. Забота о развитии полифонического воображения как универсальной способности ребенка преобразовывать поможет развитию полноценного эстетического творческого потенциала.
Известные педагогические системы Л.В.Занкова, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова предполагают разносторонний художественный опыт школьников в контексте общего образования и нравственного развития личности. Наглядно-действенные, наглядно-образные и художественно-музыкальные способы освоения мира образуют особый пласт педагогических явлений, тесно спаянных с интеллектуальным, социально-нравственным и творческим развитием ребенка.
Другое о педагогике:
Особенности словообразования у
дошкольников с ОНР
Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, соз ...
Технологии эстетического освоения природных объектов
Экспериментальные исследования показывают, что существует рассогласование между потребностью людей в эстетическом освоении мира природы, наслаждении ее красотой и предпочтением тех или иных видов деятельности, направленной на природу. Люди занимаются сбором ягод, грибов, рыбалкой и т. д., а природо ...
Конкретизация обучающих и когнитивных целей
Общая цель: дать основной материал по теме, сформировать, необходимые ЗУН у учеников. Обучающие цели: - Объяснить, что такое композиция; - Объяснить различия между объемной, плоскостной и пространственной композициями; - Объяснить, что такое симметрия, асимметрия, ритм, метр; - Показать примеры сим ...