Существует множество мнений о том, в каком возрасте следует начинать обучение иностранному языку. По результатам множества исследований, проведенных такими учёными, педагогами и психологами, как М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, К.В. Бардин, Б.Ю. Бахталина, З.Н. Никитенко, обучение иностранному языку с 6-7 лет имеет множество преимуществ и реализуется довольно эффективно. Так же благоприятное влияние изучения второго языка на развитие родной речи доказал отечественный психолог Л.С. Выготский, отмечал Л.В. Щерба, и другие отечественные ученые. В первую очередь это связано с психологическими особенностями учеников младшего школьного возраста. Учащиеся с первого по четвёртый класс обладают хорошей памятью и способностью схватывать на лету; они более мотивированы, нежели старшие школьники.
Существуют также мнения против изучения иностранного языка в раннем возрасте. Они заключаются в том, что ребенок, изучающий два языка, не будет чувствовать себя уверенно ни в одном из них – он всегда будет блуждать между двумя культурами; или что при раннем начале изучения языков, затягивается время освоения ранних навыков. Также существуют опасения по поводу того, что у ребёнка могут развиться дефекты речи. Но вышеперечисленные опасения не были научно доказаны.
Под выражением «начальный этап» подразумеваются первые четыре класса начальной школы. Согласно исследованиям Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной на начальном этапе учащиеся должны:
читать незнакомые слова, подчиняющиеся пройденным правилам чтения;
читать и понимать без словаря тексты, построенные на пройденном лексическом и грамматическом материале и включающие небольшое количество доступных для понимания по контексту слов;
уметь устно переводить с иностранного языка на родной язык предложения, построенные на продуктивном лексическом и грамматическом материале;
различать на слух звуки и звукосочетания иностранного языка и уметь воспроизводить их в речи или при чтении;
понимать речь преподавателя и его вопросы, относящиеся к классному обиходу и по изученной тематике;
уметь списывать печатный и рукописный тексты;
уметь прочитать наизусть стихотворение.
Для дальнейшего успешного овладения языком, на этом этапе следует уделить внимание основам коммуникативной компетенции. С самых первых шагов учащимся следует ознакомиться с изучаемым языком как со средством общения, а для этого потребуется довольно продолжительный период времени, не менее двух лет.
Для того чтобы беспрепятственно пользоваться иностранным языком любому человеку необходимо овладеть не только лексическими и грамматическими нормами языка, но и произношением, особенностями фонетического строя данного языка.
Учитель иностранного языка должен научить учащихся:
произношению звуков;
распределению ударений в предложении;
членению предложения на синтагмы (смысловые группы);
своеобразию ритмики и мелодики иностранного языка.
На начальном этапе учащимся преподается минимум знаний по этому обширному предмету, так как при слишком большой нагрузке на учащихся, особенно младших школьников, они могут потерять интерес к изучению языка. Основной целью учителя на начальном этапе являются навыки аудирования и говорения, так как они являются основой владения иностранным языком.
Фонетика имеет дело со звуковым материалом человеческой речи. Она, как наука, изучающая звуки речи и звуковое строение языка, занимает не менее важное место в обучении младших школьников английскому языку, чем грамматический или лексический аспекты. К сожалению, в современных российских школах не уделяется должное внимание правильному английскому произношению и чёткости речи у учеников. Также существует проблема с практикой языка – у учащихся отсутствует возможность общения с носителями языка; преимущественно общение происходит с одноклассниками и учителем. Существует возможность работы с аудиозаписями и, что ещё более продуктивно, видеозаписями носителей языка, но, к сожалению, зачастую происходит так, что, уделив достаточное внимание отработке грамматического и лексического материала, у педагогов остаётся либо крайне недостаточное для отработки фонетики время, либо его не остаётся совсем. В связи с этим, развитие методики работы по совершенствованию произносительных навыков является актуальной проблемой в современной системе преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения.
Другое о педагогике:
Достоинства
и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следователь ...
Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в
музыкальной педагогике
полихудожественный урок музыкальная литература Проблему взаимодействия искусств в художественном воспитании нельзя отнести к разряду новых. Уже в 20-е годы подходы к ней просматриваются в деятельности основоположников общей педагогики и педагогики искусства – П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Мака ...
Особенности формирования ответственности у детей «группы риска»
Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы. Ответственность - это положение, при котором человек отдает полны ...