повторное восприятие, при котором происходит углубление в содержание, «рассматривание глазом, ухом и мыслью», в ходе которого акцент переносится с эмоционального на мыслительный;
стадия синтезированного восприятия, в котором эмоциональное впечатление от первого восприятия взаимодействует с осмысленным процессом, обогащенным ассоциациями.
Художественное восприятие как эстетический феномен стоит в центре исследований Ю.Б. Борева, который рассматривает его как «взаимоотношение произведения искусства и реципиента, находящегося в зависимости от субъективных особенностей (индивидуально-возрастных, ситуационных) и объективных качеств художественного текста, художественных традиций эпохи, среды, воспитания. Обобщая богатый исторический экскурс к истокам философской эстетической мысли, Ю.Б. Бореев обращает внимание на два момента в процессе:
собственно восприятие;
и реакция на восприятие строй мыслей и чувств в душе реципиента.
Исходным моментом художественного восприятия является «перенесение» на собственную жизненную ситуацию – так называемая «идентификация героя»; игровой момент в освоении системы образов; синестезия (взаимодействие зрения, слуха и других чувств)
Это перекликается с двумя моментами, выделенными А.Л. Готсдинером:
объективный – слуховое восприятие объективного движения музыкальных звуков, подчиняющих себе темп и характер перцептивных процессов;
субъективный – свой, индивидуальный темп восприятия, обусловленный личностными и музыкальными особенностями воспринимающего.
Ученые подчеркивают важность восприятия как «искусства для себя». В зависимости от цели и содержания деятельности, восприятие может идти по пути построения образа, регулирующего определенную деятельность и поведение (А.Л. Готсдинер) или по пути построения художественного образа. Л.С. Выготский придерживается позиции, что искусство определяет «модель поведения в будущем».
Педагогический аспект восприятия музыки разрабатывался с 20-х годов в трудах Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевским и связывался с проблемой целостного постижения музыки на уроках в общеобразовательной школе. Методика восприятия – слушания музыки крепла в опоре на интонационную теорию Б.В. Асафьева, теорию двойственной формы В.В. Медушевского, дальнейшее развитие концепции Д.Б. Кабалевского его последователями Л.В. Горюновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр и др.
У истоков развития всей методики музыкального восприятия лежит главная закономерность природы музыки как «искусства интонируемого смысла», вырастание «целостного организма музыки из интонационной проосновы», сплавляющей в себе особенности ее интонационной и аналитической формы .
Психолого-педагогическую трактовку «деятельности» дает Современный словарь по педагогике, где утверждается, что деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек удовлетворяет свои потребности.
Эстетическая деятельность трактуется как процесс, состоящий из эстетического восприятия, творческой переработки полученных впечатлений и образов, и фазой действия, направленной на преобразование среды по законам красоты, в соответствии с эстетическим вкусом.
А.Л Готсдинер рассматривает четыре стадии эстетической деятельности:
1) стадия сенсомоторного научения;
2) стадия активных перцептивных действий;
3) стадия образования эстетических моделей;
4) эвристическая творческая стадия.
Художественно-эстетическую деятельность можно рассматривать как интегративный процесс приложения физических, нравственных и интеллектуальных сил для достижения самореализации в ходе творческого процесса и получения наслаждения совершенством и гармонией результата .
В современном словаре по педагогике эстетическое развитие рассматривается как процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни; эмоционально-психологического отношения к ней; как необходимое дополнение к учебной деятельности, развивающее логическое и творческое мышление. Эстетическое развитие предполагает изучение теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой, постижение ее языка и природы; участие в художественном творчестве.
Критерием эстетического развития личности, ее эстетического опыта, эстетической культуры, личности в целом может быть эстетический потенциал как совокупность личностных качеств, развитых способностей и освоенных способов эстетической деятельности, определяющих эстетическое отношение к миру, к искусству, к самому себе.
Под эстетическим отношением мира, мы понимаем экологическое целостное отношение человека, способность чувствовать мир во всех его взаимосвязях; под эстетическим отношением к произведениям искусства – способность вести духовный диалог с автором и его героями, постижение и оценку духовного становления человечества в лице его героев, выработка своей картины мира – переработка духовных ценностей человечества ребенком.
Другое о педагогике:
Проведение наблюдений
Формирование системы знаний о растительном и животном мире должно осуществляться на основе сезонного принципа в ходе проведения циклов наблюдений на участке и в уголке природы, природоведческих занятий. Осенью дошкольники могут знакомиться с некоторыми видами осенних цветущих растений, деревьев и к ...
Трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых и беспризорных
детей
В 1920 г. под Полтавой была открыта колония "для малолетних правонарушителей" им. А. М. Горького, которую возглавил А. С. Макаренко, считавший, что организация нормальной жизни детей является сутью воспитательной работы, при этом он делал ставку на воспитательный коллектив. А.С. Макаренко ...
Классификация тестов
Различают: 1. По процедуре создания: -стандартизированные; - не стандартизированные. 2. По средствам предъявления: - бланковые; - предметные; - аппаратурные; - практические; - компьютерные. 3. По направленности: - тесты интеллекта; - личностные; - тесты достижений. 4. По характеру действий: - верба ...