повторное восприятие, при котором происходит углубление в содержание, «рассматривание глазом, ухом и мыслью», в ходе которого акцент переносится с эмоционального на мыслительный;
стадия синтезированного восприятия, в котором эмоциональное впечатление от первого восприятия взаимодействует с осмысленным процессом, обогащенным ассоциациями.
Художественное восприятие как эстетический феномен стоит в центре исследований Ю.Б. Борева, который рассматривает его как «взаимоотношение произведения искусства и реципиента, находящегося в зависимости от субъективных особенностей (индивидуально-возрастных, ситуационных) и объективных качеств художественного текста, художественных традиций эпохи, среды, воспитания. Обобщая богатый исторический экскурс к истокам философской эстетической мысли, Ю.Б. Бореев обращает внимание на два момента в процессе:
собственно восприятие;
и реакция на восприятие строй мыслей и чувств в душе реципиента.
Исходным моментом художественного восприятия является «перенесение» на собственную жизненную ситуацию – так называемая «идентификация героя»; игровой момент в освоении системы образов; синестезия (взаимодействие зрения, слуха и других чувств)
Это перекликается с двумя моментами, выделенными А.Л. Готсдинером:
объективный – слуховое восприятие объективного движения музыкальных звуков, подчиняющих себе темп и характер перцептивных процессов;
субъективный – свой, индивидуальный темп восприятия, обусловленный личностными и музыкальными особенностями воспринимающего.
Ученые подчеркивают важность восприятия как «искусства для себя». В зависимости от цели и содержания деятельности, восприятие может идти по пути построения образа, регулирующего определенную деятельность и поведение (А.Л. Готсдинер) или по пути построения художественного образа. Л.С. Выготский придерживается позиции, что искусство определяет «модель поведения в будущем».
Педагогический аспект восприятия музыки разрабатывался с 20-х годов в трудах Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевским и связывался с проблемой целостного постижения музыки на уроках в общеобразовательной школе. Методика восприятия – слушания музыки крепла в опоре на интонационную теорию Б.В. Асафьева, теорию двойственной формы В.В. Медушевского, дальнейшее развитие концепции Д.Б. Кабалевского его последователями Л.В. Горюновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр и др.
У истоков развития всей методики музыкального восприятия лежит главная закономерность природы музыки как «искусства интонируемого смысла», вырастание «целостного организма музыки из интонационной проосновы», сплавляющей в себе особенности ее интонационной и аналитической формы .
Психолого-педагогическую трактовку «деятельности» дает Современный словарь по педагогике, где утверждается, что деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек удовлетворяет свои потребности.
Эстетическая деятельность трактуется как процесс, состоящий из эстетического восприятия, творческой переработки полученных впечатлений и образов, и фазой действия, направленной на преобразование среды по законам красоты, в соответствии с эстетическим вкусом.
А.Л Готсдинер рассматривает четыре стадии эстетической деятельности:
1) стадия сенсомоторного научения;
2) стадия активных перцептивных действий;
3) стадия образования эстетических моделей;
4) эвристическая творческая стадия.
Художественно-эстетическую деятельность можно рассматривать как интегративный процесс приложения физических, нравственных и интеллектуальных сил для достижения самореализации в ходе творческого процесса и получения наслаждения совершенством и гармонией результата .
В современном словаре по педагогике эстетическое развитие рассматривается как процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни; эмоционально-психологического отношения к ней; как необходимое дополнение к учебной деятельности, развивающее логическое и творческое мышление. Эстетическое развитие предполагает изучение теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой, постижение ее языка и природы; участие в художественном творчестве.
Критерием эстетического развития личности, ее эстетического опыта, эстетической культуры, личности в целом может быть эстетический потенциал как совокупность личностных качеств, развитых способностей и освоенных способов эстетической деятельности, определяющих эстетическое отношение к миру, к искусству, к самому себе.
Под эстетическим отношением мира, мы понимаем экологическое целостное отношение человека, способность чувствовать мир во всех его взаимосвязях; под эстетическим отношением к произведениям искусства – способность вести духовный диалог с автором и его героями, постижение и оценку духовного становления человечества в лице его героев, выработка своей картины мира – переработка духовных ценностей человечества ребенком.
Другое о педагогике:
Характеристика становления дополнительного образования в России
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а систе ...
Актуализация значения производного слова путём замены
или добавления аффикса
Представленные ранее неологизмы демонстрируют стремление ребёнка заменить непроизводное обозначение явления или предмета действительности производной номинацией и отразить в формальной оболочке слова основные смысловые компоненты. Вторая группа новообразований интересна тем, что ребёнок видоизменяе ...
Создание предметно – развивающей среды для организации работы по развитию
конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования трактуют понятие "Предметная развивающая среда" как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержа ...