Обобщение и систематизация знаний в процессе обучения

Педагогическая теория » Нетрадиционные уроки информатики в начальной школе » Обобщение и систематизация знаний в процессе обучения

Страница 1

Урок обобщения и систематизации применяется вместо традиционного урока повторения учебного материала. Необходимость такого урока вызвана следующими обстоятельствами. Урок повторения, как правило, преследовал цели закрепления знаний и реализации дидактического принципа прочности знаний. Этой цели соответствует и методика урока повторения, которая заключалась в устном опросе или беседе по изученной теме или разделу. Вопросы предусматривали в основном воспроизведение учебного материала в такой последовательности, как он изучался на уроках. Связи и отношения между событиями, понятиями, признаками и свойствами предметов и явлений не всегда устанавливались, такая задача обычно и не ставилась. Не ставилась и не решалась задача системности знаний. Подобная организация повторения отрицательно сказывалась на качестве знаний, они становились непрочными, фрагментарными, не связанными в стройную и четкую систему. Поэтому возникла необходимость разработки структуры и методики такого урока, основная дидактическая цель которого – приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Конечным результатом усвоения таких систем знаний является сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предметами. Достижению этой дидактической цели и способствует специальный урок, названный нами уроком обобщения и систематизации знаний. Без таких строго целенаправленных уроков процесс обучения будет неполным, а знания учащихся – фрагментарными и хаотичными. Планируя такие уроки, следует четко формулировать их цели и разрабатывать методику, не сводящуюся к однообразному и невыносимо скучному опросу. В условиях обучения по новым учебным программам и учебникам, предусматривающим повышение теоретического уровня знаний, роль уроков обобщения и систематизации повышается, что требует усиления внимания к совершенствованию их организации, структуры и методики.

Анализ программ и учебников показывает, что в них еще недостаточно отражены идеи системности знаний, на уроке обобщения и систематизации им или совсем не отводится времени, или отводится несколько часов в конце учебного года. Там, где программами такие уроки не предусмотрены, их целесообразно ввести после изучения важнейших разделов, используя резервное время тематического планирования и в конце изучения курса.

Повторение учебного материала проводится со следующими целями:

Для закрепления знаний, чтобы закрепить соответствующие знания, их повторяют несколько раз в различном сочетании с изученным и новым материалом, превращают знания в личное достояние каждого ученика.

Для углубления и расширения сведений о ранее изученных предметах и явлениях, усовершенствования знаний. Ликвидации пробелов в изученном материале, более полного усвоения представлений и понятий.

Для осознания нового материала.

Для уточнения приобретенных во время лабораторных и практических работ, представлений, подведения учащихся к обобщениям.

Для формирования у учащихся практических навыков и умений. Прежде всего повторяют тот материал, который является опорой для сознательного усвоения новых знаний и способов выполнения действий, отдельные приемы и действия, являются основными элементами соответствующей деятельности человека.

Для обобщения и систематизации знаний. На уроках повторения или уроках обобщения и систематизации, которые проводятся после изучения важнейших разделов программы, в учебном материале выделяют наиболее общие и существенные понятия.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Решение качественных задач
Тульчинский М. Е. писал: " Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике". Качественные задачи вызывают больший интерес, если в них предлагается дать объяснение тем или иным явлениям природы или ...

Теоретические основания введения профильного обучения
Обобщение научных подходов показывает, что обучение на старшей ступени должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию, определяемую самим учащимся. Так, деятельностный подход обосновывает, что способности развиваются в деятельности. При этом согласно личностно ориентированному, ...

Стратегия педагогической деятельности с целью повышения образовательной мотивации учащихся
Стратегию педагогической деятельности можно представить следующим образом: Ø измерение уровня образовательной мотивации учащегося с помощью диагностики, позволяющей выявить характер доминирующих образовательных мотивов и степень активности учащегося в образовательной деятельности; Ø о ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru