Проанализируем алгоритм педагога и воспитанника, чтобы сделать более понятной и доступной концепцию полихудожественного развития детей.
Обратимся к педагогической системе художественных модальностей Образа: слово – жест, мимика – движение, танец – звук, музыка – цветоформа, рисунок – аромат – пространство, объем – резонанс восприятия. Это своеобразная «лесенка модальностей» задает определенный алгоритм совместной деятельности детей и учителя и может служить ориентиром в планировании урока:
Сначала, словом по ходу эстафеты обозначаем общую картинку-характеристику персонажа. У всех он разный! Прекрасно!
Затем подыскиваем жесты и мимику персонажу – как он удивляется, возмущается или реагирует на события.
Проявляем характер персонажа в движении, в танце – а как он ходит, смотрит и т.п.
Проявляем интонационную сферу персонажа – как он звучит, поет.
Подбираем цвет и внешний вид эскизно, рисуем.
Проявляем ароматическую характеристику персонажа.
Даем возможность свободных импровизаций в проявлениях персонажа.
На последней ступеньке нас ожидают чудеса творчества, вдохновения, «инсайтов» и озарений в поисках характерных черт персонажа – так происходит дозревание образа в разных модальностях.
Таким образом, основными теоретико-методическими позициями выстраивания комплексных программ являются положения о том, что у всех искусств общие:
а) корневая система – жизнь;
б) стратегия освоения мира через художественный образ;
в) использование символов, знаков, способствующих проведению сопоставлений, аналогий, установки связей между образом и значением;
г) метод структурирования эмоций: контрасты, тождества, сопоставления.
Стержневыми операциями технологии полихудожественного типа являются:
поиск контрастов, сопоставлений, тождеств, нарушений нормы, выраженных в характере линии (мелодической, графической, пластической), объемов, ритма, фактуры, цветовых акцентов и др.;
интонационное прочувствование всех знаков, «эмоциональных констант», осознание логики их «сцепления»;
осознание авторской позиции, отделение авторских ассоциаций (интонаций) от собственных аналогий;
выход на собственную интерпретацию, сопоставление авторской позиции и своей.
В процессе поиска сложился следующий педагогический инструментарий: эмоционально-образный тренинг, мело-ритмо-пластическое интонирование, звукозапись, цветопись, эвристическая работа с сюжетом, омузыкаливание загадок. В целом технологи полихудожественного подхода требует дальнейшей разработки разнообразных аспектов применения в практике и методике музыкального воспитания.
В данном исследовании предлагаем рассмотреть полихудожественный подход как систему развития эстетического потенциала учащихся на уроках музыкальной литературы.
Другое о педагогике:
Проблема нравственного воспитания в современной России
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умею ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия по курсу
«Введение в психологию» по теме «Ощущение и восприятие»
Целевое назначения занятия Цель занятия: актуализация знаний о психических познавательных процессах ощущение и восприятие. Задачи занятия: закрепить понятия ощущения и восприятия как сенсорных процессов; определить различие и взаимосвязь ощущения и восприятия как сенсорных процессов; практически ис ...
Разработка плана проведения проекта в школе
С одной стороны, работа по планированию образовательной деятельности учащихся является знакомой учителю, но с другой стороны, планирование проектной деятельности достаточно ново и не освоено. Поэтому чтобы любой проект состоялся, требуется тщательное планирование, потому что именно на основе хорошо ...