Проанализируем алгоритм педагога и воспитанника, чтобы сделать более понятной и доступной концепцию полихудожественного развития детей.
Обратимся к педагогической системе художественных модальностей Образа: слово – жест, мимика – движение, танец – звук, музыка – цветоформа, рисунок – аромат – пространство, объем – резонанс восприятия. Это своеобразная «лесенка модальностей» задает определенный алгоритм совместной деятельности детей и учителя и может служить ориентиром в планировании урока:
Сначала, словом по ходу эстафеты обозначаем общую картинку-характеристику персонажа. У всех он разный! Прекрасно!
Затем подыскиваем жесты и мимику персонажу – как он удивляется, возмущается или реагирует на события.
Проявляем характер персонажа в движении, в танце – а как он ходит, смотрит и т.п.
Проявляем интонационную сферу персонажа – как он звучит, поет.
Подбираем цвет и внешний вид эскизно, рисуем.
Проявляем ароматическую характеристику персонажа.
Даем возможность свободных импровизаций в проявлениях персонажа.
На последней ступеньке нас ожидают чудеса творчества, вдохновения, «инсайтов» и озарений в поисках характерных черт персонажа – так происходит дозревание образа в разных модальностях.
Таким образом, основными теоретико-методическими позициями выстраивания комплексных программ являются положения о том, что у всех искусств общие:
а) корневая система – жизнь;
б) стратегия освоения мира через художественный образ;
в) использование символов, знаков, способствующих проведению сопоставлений, аналогий, установки связей между образом и значением;
г) метод структурирования эмоций: контрасты, тождества, сопоставления.
Стержневыми операциями технологии полихудожественного типа являются:
поиск контрастов, сопоставлений, тождеств, нарушений нормы, выраженных в характере линии (мелодической, графической, пластической), объемов, ритма, фактуры, цветовых акцентов и др.;
интонационное прочувствование всех знаков, «эмоциональных констант», осознание логики их «сцепления»;
осознание авторской позиции, отделение авторских ассоциаций (интонаций) от собственных аналогий;
выход на собственную интерпретацию, сопоставление авторской позиции и своей.
В процессе поиска сложился следующий педагогический инструментарий: эмоционально-образный тренинг, мело-ритмо-пластическое интонирование, звукозапись, цветопись, эвристическая работа с сюжетом, омузыкаливание загадок. В целом технологи полихудожественного подхода требует дальнейшей разработки разнообразных аспектов применения в практике и методике музыкального воспитания.
В данном исследовании предлагаем рассмотреть полихудожественный подход как систему развития эстетического потенциала учащихся на уроках музыкальной литературы.
Другое о педагогике:
Организация профильного обучения
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» , где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной ш ...
Практическая работа по развитию воли у детей среднего
дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Изучение уровня развития воли у детей средней группы с помощью сюжетно-ролевой игры Изучив теоретические вопросы развития воли в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста, мы перешли к экспериментальной работе, которая состоит из 3 последующих этапов эксперимента. а) констатирующий ...
Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника
Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д. Можно выделить 3 ...