Проанализируем алгоритм педагога и воспитанника, чтобы сделать более понятной и доступной концепцию полихудожественного развития детей.
Обратимся к педагогической системе художественных модальностей Образа: слово – жест, мимика – движение, танец – звук, музыка – цветоформа, рисунок – аромат – пространство, объем – резонанс восприятия. Это своеобразная «лесенка модальностей» задает определенный алгоритм совместной деятельности детей и учителя и может служить ориентиром в планировании урока:
Сначала, словом по ходу эстафеты обозначаем общую картинку-характеристику персонажа. У всех он разный! Прекрасно!
Затем подыскиваем жесты и мимику персонажу – как он удивляется, возмущается или реагирует на события.
Проявляем характер персонажа в движении, в танце – а как он ходит, смотрит и т.п.
Проявляем интонационную сферу персонажа – как он звучит, поет.
Подбираем цвет и внешний вид эскизно, рисуем.
Проявляем ароматическую характеристику персонажа.
Даем возможность свободных импровизаций в проявлениях персонажа.
На последней ступеньке нас ожидают чудеса творчества, вдохновения, «инсайтов» и озарений в поисках характерных черт персонажа – так происходит дозревание образа в разных модальностях.
Таким образом, основными теоретико-методическими позициями выстраивания комплексных программ являются положения о том, что у всех искусств общие:
а) корневая система – жизнь;
б) стратегия освоения мира через художественный образ;
в) использование символов, знаков, способствующих проведению сопоставлений, аналогий, установки связей между образом и значением;
г) метод структурирования эмоций: контрасты, тождества, сопоставления.
Стержневыми операциями технологии полихудожественного типа являются:
поиск контрастов, сопоставлений, тождеств, нарушений нормы, выраженных в характере линии (мелодической, графической, пластической), объемов, ритма, фактуры, цветовых акцентов и др.;
интонационное прочувствование всех знаков, «эмоциональных констант», осознание логики их «сцепления»;
осознание авторской позиции, отделение авторских ассоциаций (интонаций) от собственных аналогий;
выход на собственную интерпретацию, сопоставление авторской позиции и своей.
В процессе поиска сложился следующий педагогический инструментарий: эмоционально-образный тренинг, мело-ритмо-пластическое интонирование, звукозапись, цветопись, эвристическая работа с сюжетом, омузыкаливание загадок. В целом технологи полихудожественного подхода требует дальнейшей разработки разнообразных аспектов применения в практике и методике музыкального воспитания.
В данном исследовании предлагаем рассмотреть полихудожественный подход как систему развития эстетического потенциала учащихся на уроках музыкальной литературы.
Другое о педагогике:
Формирование «Я – концепции» воспитателя
Существует много подходов к пониманию вопроса о построении профессиональной карьеры, как зарубежных исследователей, так и отечественных. Один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте молодежи при РАО в 1993 году, основан на разработанной Р.Бернсом «Я ...
Методы исследования в теории и методике физического воспитания
Широкое развитие массовых форм физической культуры требует привлечения все большего количества специалистов в этой области. В своей работе преподаватели, тренеры, учителя школ уже не ограничиваются только теми знаниями, которые они получают в учебном заведении. Их работа — это творчество, поиск нов ...
Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых усло ...