Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в музыкальной педагогике

Педагогическая теория » Полихудожественный подход на уроках музыкальной литературы » Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в музыкальной педагогике

Страница 3

Проанализируем алгоритм педагога и воспитанника, чтобы сделать более понятной и доступной концепцию полихудожественного развития детей.

Обратимся к педагогической системе художественных модальностей Образа: слово – жест, мимика – движение, танец – звук, музыка – цветоформа, рисунок – аромат – пространство, объем – резонанс восприятия. Это своеобразная «лесенка модальностей» задает определенный алгоритм совместной деятельности детей и учителя и может служить ориентиром в планировании урока:

Сначала, словом по ходу эстафеты обозначаем общую картинку-характеристику персонажа. У всех он разный! Прекрасно!

Затем подыскиваем жесты и мимику персонажу – как он удивляется, возмущается или реагирует на события.

Проявляем характер персонажа в движении, в танце – а как он ходит, смотрит и т.п.

Проявляем интонационную сферу персонажа – как он звучит, поет.

Подбираем цвет и внешний вид эскизно, рисуем.

Проявляем ароматическую характеристику персонажа.

Даем возможность свободных импровизаций в проявлениях персонажа.

На последней ступеньке нас ожидают чудеса творчества, вдохновения, «инсайтов» и озарений в поисках характерных черт персонажа – так происходит дозревание образа в разных модальностях.

Таким образом, основными теоретико-методическими позициями выстраивания комплексных программ являются положения о том, что у всех искусств общие:

а) корневая система – жизнь;

б) стратегия освоения мира через художественный образ;

в) использование символов, знаков, способствующих проведению сопоставлений, аналогий, установки связей между образом и значением;

г) метод структурирования эмоций: контрасты, тождества, сопоставления.

Стержневыми операциями технологии полихудожественного типа являются:

поиск контрастов, сопоставлений, тождеств, нарушений нормы, выраженных в характере линии (мелодической, графической, пластической), объемов, ритма, фактуры, цветовых акцентов и др.;

интонационное прочувствование всех знаков, «эмоциональных констант», осознание логики их «сцепления»;

осознание авторской позиции, отделение авторских ассоциаций (интонаций) от собственных аналогий;

выход на собственную интерпретацию, сопоставление авторской позиции и своей.

В процессе поиска сложился следующий педагогический инструментарий: эмоционально-образный тренинг, мело-ритмо-пластическое интонирование, звукозапись, цветопись, эвристическая работа с сюжетом, омузыкаливание загадок. В целом технологи полихудожественного подхода требует дальнейшей разработки разнообразных аспектов применения в практике и методике музыкального воспитания.

В данном исследовании предлагаем рассмотреть полихудожественный подход как систему развития эстетического потенциала учащихся на уроках музыкальной литературы.

Страницы: 1 2 3 


Другое о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru