Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Педагогическая теория » Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе » Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Страница 2

-за урок дети освоили во много раз больше материала. При традиционном преподнесении материала учителю потребовалось бы 4-5 уроков.

-дети на уроке постоянно общались со своими сверстниками внутри своей рабочей группы, консультировались, учились совместно решать проблемы и приходить к единой цели. Ребенок всегда может спросить у своего одноклассника и посоветоваться с ним даже о том, что побоится спросить у учителя.

-урок насыщен материалом, быстрый темп урока.

-частая смена деятельности, из-за чего дети не устают (то они «набрасывали» гипотезы, то проводили исследование, то отчитывались группы, то совместно обсуждали и оценивали результаты и т.д.)

- детям дается обширное поле для развития творчества, они выполняют модели, строят гипотезы, работают со справочной литературой, создают проекты и программы.

Например, рассмотрим несколько занятий-исследований по информатике:

2 класс.

Тема: признаки составных частей компьютера. Составление своих загадок, их оформление.

Цель: расширить и углубить знания детей о составных частях компьютера, развитие критического мышления на основе анализа частей компьютера, углубить знания детей о загадках как жанре устного народного творчества, аналитических умений школьников: сопоставление, сравнение, оценка, нравственное и эстетическое воспитание.

Этапы урока-исследования

Содержание

Примечания

I. Мотивация

Выдвижение гипотез

II. Исследование

III. Обмен информацией

IV. Организация информации

V. Применение

VI. Рефлексия.

-Говорим мы сегодня с вами об отличительных признаках предмета.

- Как вы понимаете это выражение?

-У любого ли предмета есть свои отличительные признаки?

-А у компьютера и его составных частей могут быть свои отличительные признаки?

Дети высказывают и доказывают свои мнения.

Гипотеза : у всех предметов есть отличительные признаки.

-давайте эту гипотезу проверим.

- А что получится, если перечислить только отличительные признаки предмета?

-Давайте посмотрим.

На доске записи:

Машина научит

считать и писать.

Научит решать

И знания получать.

Электронно-вычислительная машина, обрабатывающая разные виды информации.

-Что получилось?

-О чем эти записи? (О компьютере)

-Чем они отличаются? (одна написана в форме загадки, а другая –научное определение).

-Какая запись вам понятнее? Почему?

-Чем отличается загадка от других жанров литературы? (в ней есть рифма, у нее есть отгадка и т.д.)

Дети «накидывают» самые разные свои версии, учитель записывает их на «облачках» и вывешивает на доску.

-А как вы думаете, как можно проверить, правы ли мы? Все ли признаки загадки мы написали? (можно спросить, прочитать, вспомнить, посмотреть в справочнике или энциклопедии…)

-Сегодня наиболее доступные нам способ- прочитать об этом.

- Положите перед собой рабочие листы, прочитаем план и само задание.

Обсудив с детьми план самостоятельной работы, учитель дает возможность детям самостоятельно поработать с текстами (дети заранее поделены на группы по 4-5 человек, у каждой группы свои тексты и свои признаки. Можно одной группе предложить текст про виды загадок: незаконченные, с рифмованной отгадкой, классические и т.д., другой группе типы загадок: по похожести на отгадку, по аналогии, по отвлеченному признаку и т.д., третьей группе тексты о том, какие загадки загадками не являются (например, у них слишком много отгадок…))

После заполнения детьми рабочих листов, каждая группа представляет свои найденные факты и поясняет их примерами загадок. Так происходит отчет всех групп, все рабочие листы вывешиваются на доску.

У детей перед глазами – полное представление о загадках.

Учитель еще раз подводит миниитог, объединяя все сказанное детьми.

-а теперь вы многое знаете о загадках, о том, какие они бывают и как их надо составлять.

-я предлагаю вам составить загадки о разных устройствах компьютера, не забудьте, что в загадке отражаются только существенные признаки предмета и к одной загадке должна быть только одна отгадка. Затем мы зададим эти загадки другим группам, самые удачные и интересные мы оформим с сборник загадок о компьютере.

Дети внутри групп приступают к составлению загадок.

Дети загадывают загадки друг другу, учитель помогает и комментирует.

-О чем мы сегодня с вами говорили? Какую гипотезу хотели доказать или опровергнуть?

-Удалось ли нам это сделать?

-Как? Что мы для этого делали? Что нового узнали?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Программирование на языке Object Pascal
В данном параграфе рассматривается язык Object Pascal, используемый в системе визуального программирования Delphi фирмы Borland. Object Pascal обеспечивает значительно более высокую скорость разработки программ за счет обнаружения на этапе компиляции программы ряда ошибок, которые компилятор языка ...

Анализ работ психологов по вопросу физиологических особенностей детей 4 – 5 лет
А.В. Петровский считал, что факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом можно называть взрослого человека, идиота и младенца. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включённым в общественные отношения и являющимся деятелем об ...

Условия развития познавательных игр на уроке математики
Возникновение игр обеспечивается подготовкой подходящей среды, в смысл понятия, которой мы включили: 1)наличие внешних условий, создающих благоприятное отношение к игре, вызывая тем самым интерес к ней, развивая через игру интерес к различным видам деятельности. 2)накопление различных навыков, дела ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru