Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Педагогическая теория » Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе » Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Страница 2

-за урок дети освоили во много раз больше материала. При традиционном преподнесении материала учителю потребовалось бы 4-5 уроков.

-дети на уроке постоянно общались со своими сверстниками внутри своей рабочей группы, консультировались, учились совместно решать проблемы и приходить к единой цели. Ребенок всегда может спросить у своего одноклассника и посоветоваться с ним даже о том, что побоится спросить у учителя.

-урок насыщен материалом, быстрый темп урока.

-частая смена деятельности, из-за чего дети не устают (то они «набрасывали» гипотезы, то проводили исследование, то отчитывались группы, то совместно обсуждали и оценивали результаты и т.д.)

- детям дается обширное поле для развития творчества, они выполняют модели, строят гипотезы, работают со справочной литературой, создают проекты и программы.

Например, рассмотрим несколько занятий-исследований по информатике:

2 класс.

Тема: признаки составных частей компьютера. Составление своих загадок, их оформление.

Цель: расширить и углубить знания детей о составных частях компьютера, развитие критического мышления на основе анализа частей компьютера, углубить знания детей о загадках как жанре устного народного творчества, аналитических умений школьников: сопоставление, сравнение, оценка, нравственное и эстетическое воспитание.

Этапы урока-исследования

Содержание

Примечания

I. Мотивация

Выдвижение гипотез

II. Исследование

III. Обмен информацией

IV. Организация информации

V. Применение

VI. Рефлексия.

-Говорим мы сегодня с вами об отличительных признаках предмета.

- Как вы понимаете это выражение?

-У любого ли предмета есть свои отличительные признаки?

-А у компьютера и его составных частей могут быть свои отличительные признаки?

Дети высказывают и доказывают свои мнения.

Гипотеза : у всех предметов есть отличительные признаки.

-давайте эту гипотезу проверим.

- А что получится, если перечислить только отличительные признаки предмета?

-Давайте посмотрим.

На доске записи:

Машина научит

считать и писать.

Научит решать

И знания получать.

Электронно-вычислительная машина, обрабатывающая разные виды информации.

-Что получилось?

-О чем эти записи? (О компьютере)

-Чем они отличаются? (одна написана в форме загадки, а другая –научное определение).

-Какая запись вам понятнее? Почему?

-Чем отличается загадка от других жанров литературы? (в ней есть рифма, у нее есть отгадка и т.д.)

Дети «накидывают» самые разные свои версии, учитель записывает их на «облачках» и вывешивает на доску.

-А как вы думаете, как можно проверить, правы ли мы? Все ли признаки загадки мы написали? (можно спросить, прочитать, вспомнить, посмотреть в справочнике или энциклопедии…)

-Сегодня наиболее доступные нам способ- прочитать об этом.

- Положите перед собой рабочие листы, прочитаем план и само задание.

Обсудив с детьми план самостоятельной работы, учитель дает возможность детям самостоятельно поработать с текстами (дети заранее поделены на группы по 4-5 человек, у каждой группы свои тексты и свои признаки. Можно одной группе предложить текст про виды загадок: незаконченные, с рифмованной отгадкой, классические и т.д., другой группе типы загадок: по похожести на отгадку, по аналогии, по отвлеченному признаку и т.д., третьей группе тексты о том, какие загадки загадками не являются (например, у них слишком много отгадок…))

После заполнения детьми рабочих листов, каждая группа представляет свои найденные факты и поясняет их примерами загадок. Так происходит отчет всех групп, все рабочие листы вывешиваются на доску.

У детей перед глазами – полное представление о загадках.

Учитель еще раз подводит миниитог, объединяя все сказанное детьми.

-а теперь вы многое знаете о загадках, о том, какие они бывают и как их надо составлять.

-я предлагаю вам составить загадки о разных устройствах компьютера, не забудьте, что в загадке отражаются только существенные признаки предмета и к одной загадке должна быть только одна отгадка. Затем мы зададим эти загадки другим группам, самые удачные и интересные мы оформим с сборник загадок о компьютере.

Дети внутри групп приступают к составлению загадок.

Дети загадывают загадки друг другу, учитель помогает и комментирует.

-О чем мы сегодня с вами говорили? Какую гипотезу хотели доказать или опровергнуть?

-Удалось ли нам это сделать?

-Как? Что мы для этого делали? Что нового узнали?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в музыкальной педагогике
полихудожественный урок музыкальная литература Проблему взаимодействия искусств в художественном воспитании нельзя отнести к разряду новых. Уже в 20-е годы подходы к ней просматриваются в деятельности основоположников общей педагогики и педагогики искусства – П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Мака ...

Организация различных нетрадиционных форм обучения по развитию мотивации к изучению информатики у обучающихся
Движущей силой в любой деятельности человека является мотивация. Это сложный психолого-педагогический процесс, реализацию которого педагог должен продумывать. При решении любой проблемы необходим системный подход. На схеме № 2 представлена система нетрадиционных форм обучения обучающихся по развити ...

Теоретический анализ проблемы творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». Р.С. Немов рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, что не свод ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru