Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Педагогическая теория » Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе » Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Страница 2

-за урок дети освоили во много раз больше материала. При традиционном преподнесении материала учителю потребовалось бы 4-5 уроков.

-дети на уроке постоянно общались со своими сверстниками внутри своей рабочей группы, консультировались, учились совместно решать проблемы и приходить к единой цели. Ребенок всегда может спросить у своего одноклассника и посоветоваться с ним даже о том, что побоится спросить у учителя.

-урок насыщен материалом, быстрый темп урока.

-частая смена деятельности, из-за чего дети не устают (то они «набрасывали» гипотезы, то проводили исследование, то отчитывались группы, то совместно обсуждали и оценивали результаты и т.д.)

- детям дается обширное поле для развития творчества, они выполняют модели, строят гипотезы, работают со справочной литературой, создают проекты и программы.

Например, рассмотрим несколько занятий-исследований по информатике:

2 класс.

Тема: признаки составных частей компьютера. Составление своих загадок, их оформление.

Цель: расширить и углубить знания детей о составных частях компьютера, развитие критического мышления на основе анализа частей компьютера, углубить знания детей о загадках как жанре устного народного творчества, аналитических умений школьников: сопоставление, сравнение, оценка, нравственное и эстетическое воспитание.

Этапы урока-исследования

Содержание

Примечания

I. Мотивация

Выдвижение гипотез

II. Исследование

III. Обмен информацией

IV. Организация информации

V. Применение

VI. Рефлексия.

-Говорим мы сегодня с вами об отличительных признаках предмета.

- Как вы понимаете это выражение?

-У любого ли предмета есть свои отличительные признаки?

-А у компьютера и его составных частей могут быть свои отличительные признаки?

Дети высказывают и доказывают свои мнения.

Гипотеза : у всех предметов есть отличительные признаки.

-давайте эту гипотезу проверим.

- А что получится, если перечислить только отличительные признаки предмета?

-Давайте посмотрим.

На доске записи:

Машина научит

считать и писать.

Научит решать

И знания получать.

Электронно-вычислительная машина, обрабатывающая разные виды информации.

-Что получилось?

-О чем эти записи? (О компьютере)

-Чем они отличаются? (одна написана в форме загадки, а другая –научное определение).

-Какая запись вам понятнее? Почему?

-Чем отличается загадка от других жанров литературы? (в ней есть рифма, у нее есть отгадка и т.д.)

Дети «накидывают» самые разные свои версии, учитель записывает их на «облачках» и вывешивает на доску.

-А как вы думаете, как можно проверить, правы ли мы? Все ли признаки загадки мы написали? (можно спросить, прочитать, вспомнить, посмотреть в справочнике или энциклопедии…)

-Сегодня наиболее доступные нам способ- прочитать об этом.

- Положите перед собой рабочие листы, прочитаем план и само задание.

Обсудив с детьми план самостоятельной работы, учитель дает возможность детям самостоятельно поработать с текстами (дети заранее поделены на группы по 4-5 человек, у каждой группы свои тексты и свои признаки. Можно одной группе предложить текст про виды загадок: незаконченные, с рифмованной отгадкой, классические и т.д., другой группе типы загадок: по похожести на отгадку, по аналогии, по отвлеченному признаку и т.д., третьей группе тексты о том, какие загадки загадками не являются (например, у них слишком много отгадок…))

После заполнения детьми рабочих листов, каждая группа представляет свои найденные факты и поясняет их примерами загадок. Так происходит отчет всех групп, все рабочие листы вывешиваются на доску.

У детей перед глазами – полное представление о загадках.

Учитель еще раз подводит миниитог, объединяя все сказанное детьми.

-а теперь вы многое знаете о загадках, о том, какие они бывают и как их надо составлять.

-я предлагаю вам составить загадки о разных устройствах компьютера, не забудьте, что в загадке отражаются только существенные признаки предмета и к одной загадке должна быть только одна отгадка. Затем мы зададим эти загадки другим группам, самые удачные и интересные мы оформим с сборник загадок о компьютере.

Дети внутри групп приступают к составлению загадок.

Дети загадывают загадки друг другу, учитель помогает и комментирует.

-О чем мы сегодня с вами говорили? Какую гипотезу хотели доказать или опровергнуть?

-Удалось ли нам это сделать?

-Как? Что мы для этого делали? Что нового узнали?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Сущность и значение деятельности и общения в воспитательном процессе
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспи ...

Игровые методы при изучении новой лексики
Игровые формы занятий наиболее эффективны при изучении новой лексики. Рассмотрим несколько примеров дидактических игр применяемых на уроках английского языка. При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word ...

Межпредметные связи в курсе начал анализа в старших классах гуманитарного профиля
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и ее методов в другие отрасли знания. Необходимость связи межд ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru