Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Педагогическая теория » Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе » Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Страница 4

П Флоренский. Детям моим.

Все познается в сравнении. Чтобы проверить эффективность рассмотренных исследовательских методов на практике, необходимо провести эксперимент-сравнение.

Мы решили, что нагляднее всего будет сравнить методики преподавание информатики в начальной школе на одном и том же материале по одной и той же теме, только с разной подачей этого самого материала, т.е. с использованием разных методов обучения: традиционного и исследовательского.

Для начала мы рассмотрели и сравнили между собой сами методики построения уроков в традиционном и исследовательском методе обучения.

Тема урока «Информация». 4 класс. Традиционный урок.

Этапы урока

Содержание

I. Приветствие

II. Введение в тему

III. Объяснение новой темы

IV. закрепление

V. Обобщение

VI. Итог урока

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об информации.

-Что такое информация? Приведите примеры?

-Можно ли сведения из книг, радио назвать информацией?

-Информация- это знания, получаемые от учителя, книг, телепередач, и др.

Каждый день мы получаем самую разнообразную информацию. Что нам в этом помогает? (органы чувств)

Больше всего информации человек получает с помощью зрения.

-Может ли человек полностью доверять своим органам чувств? Почему?

Учитель предлагает несколько заданий на обман зрения. Дети убеждаются на примере.

-что же делать? (можно использовать дополнительные устройства и приборы, чтобы устранить ошибку: линейку, транспортир, термометр, весы и т.д.)

-может ли человек полностью полагаться на свою память? Почему? Что же делать? (можно записать).

А что человек может делать с информацией, которую получил? (обрабатывать, передавать, хранить)

-Как человек это делает? А можно ли полностью полагаться на то, как человек ее обработал, как сохранил, как передал? Почему? Как же получать всегда достоверную, не искаженную информацию, как облегчить себе труд по ее обработке, хранению? Человек всегда стремился облегчить себе жизнь, придумывал устройства, машины, подъемные краны, заводы и фабрики…

-Что придумал человек для работы с информацией? (компьютер).

-Что такое компьютер? (это устройство для хранения, передачи, обработки информации, т.е. для работы с информацией).

Но компьютер в отличие от человека работает с колоссальными объемами информации. Все они называются данными.

Далее учитель предлагает материал на закрепление темы:

Вид информации

чувство

Орган

Зрительная

зрение

Глаза

Вкусовая

Звуковая

Обонятельная

осязательная

Соедините стрелками:

Орел

Зрение

Волк

Слух

Летучая мышь

Обоняние

Дельфин

Осязание

крот

Затем учитель подводит итог урока, делает обобщение и задает домашнее задание по теме.

Теперь рассмотрим урок по той же теме, только на основе исследовательского метода обучения.

Этапы урока

Содержание

I. Мотивация

Выдвижение гипотез

II. Исследование

III.Обмен информацией

IV. Организация информации

V. Применение

VI. Итог урока

На доске записи:

Цвет, звук, запах, форма, тон, буква, гладкость, кислота

- как можно объединить эти понятия?

(это все человек получает с помощью органов чувств, это все информация)

-на какие группы можно разбить эту информацию? (дети делят в зависимость от органов чувств)

-А существует ли еще какая-нибудь информация, которая воспринимается человеком не через органы чувств? Как еще человек может воспринимать, получать информацию? (дети высказывают свои предположения, возникает затруднение)

учитель записывает их на облачках и вывешивает на доску:

Гипотеза: существуют еще какие-то виды информации.

-можем ли мы как-то проверить нашу гипотезу? (можем поставить эксперимент, провести опыт, прочитать в книге).

-сегодня самое доступное для нас- это прочитать. (Учитель дает детям в группы тексты на листах на разные виды информации и рабочие листы. На рабочих листах дети должны заполнить вид информации, о котором прочитали и как человек ее получает. На листах с текстами даются отрывки из разных произведений для детей, где информацию герои получали с помощью догадки, логики, вестибулярного аппарата, через нервную систему и посредством интуиции).

Дети представляют другим группам пересказ текста, знакомят ребят со своим рабочим листом, на доску вывешивают еще один способ добычи информации.

-подтвердили или опровергли мы свою гипотезу? К какому выводу пришли? (человек получает информацию не только с помощью органов чувств).

-Ну раз в мире так много информации, в состоянии человеческий мозг ее всю обработать?

-Что же делать?

-Человек придумал себе помощника- разные аппараты, способные обрабатывать информацию.

-Какие вы знаете? (калькулятор, микроскоп, компьютер- самый мощный аппарат, он работает с данными).

Вывод: компьютер- самое мощное устройство обработки информации. Но он не может обработать все виды информации. Он выполняет только отдельные функции. Компьютер- только помощник человека по обработке информации.

Итог урока. Домашнее задание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Конкретизация обучающих и когнитивных целей
Общая цель: дать основной материал по теме, сформировать, необходимые ЗУН у учеников. Обучающие цели: - Объяснить, что такое композиция; - Объяснить различия между объемной, плоскостной и пространственной композициями; - Объяснить, что такое симметрия, асимметрия, ритм, метр; - Показать примеры сим ...

Мотивации самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них ...

Структура адаптивной модели
В основу реализации задач “Школа-детский сад” положено ступенчатое построение системы образования. I ступень: Дошкольное образование в детском саду (дети от 4 до 5 лет); школа раннего развития (дети, проживающие на закрепленном микроучастке, не посещающие детский сад, от 4 до 5 лет). II ступень: На ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru