Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста

Страница 1

В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных умений:

1. Устойчивый интерес, увлеченность, желание рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными.

2. Правильное соотнесение иллюстрации с текстом и жанром данного литературного произведения. Понимание единства содержания и средств художественной выразительности книжной графики: рисунка, передающего характер образа ( с помощью линий, штрихов, пятен передается образ предмета, животного, человека, позы, движения, жесты, мимика); колорита - цветовой согласованности как средства передачи настроения героев, сезона или времени суток, подчеркивания главного; композиции - построения как макета книги, так и изображения на каждой странице, выделения главного. Понимание особенностей использованных художником средств выразительности в зависимости от жанра и стиля литературного произведения. Видение индивидуальной творческой манеры изображения.

3. Представления о книжной графике, её особенностях (связь с текстом), знание средств художественной выразительности, имен художников - иллюстраторов и книг, которые они иллюстрировали, видение их творческой манеры. Представления о творческом процессе создания рисунка для книги.

Самостоятельные, доказательные эстетические суждения о достоинствах художественных иллюстраций.

Соответственно эти показателям мы определили уровни художественного восприятия детьми книжной иллюстрации.

Высокий уровень (III) - предполагает наличие всех показателей.

Средний уровень (II)- у детей есть эмоциональное отношение к иллюстрации, они радуются знакомым иллюстрациям, понимают содержание иллюстрации, соотносят её с текстом. Осознают некоторые средства выразительности: рисунок (поза, движение, жест, иногда мимика); цвет, выполняющий декоративную функцию. Понимают эмоциональное состояние героев (веселый, смеется, плачет, испуган и т.д.), иногда - характер персонажа (злой волк, хитрая лиса), если они ярко переданы художником, или ясны и знакомы ситуации, или изображены предметы, которые уточняют характер (палка у медведя и т.д.). Видят пространственное построение изображения на странице, перечисляют объекты и выделяют главный. Есть представления об иллюстрации, её назначение в книге. Дети могут высказать эстетическую оценку изображенного, хотя и не развернутую.

Низкий уровень (I). Нет интереса к иллюстрации, или он неустойчивый, поверхностный. Нет эмоционального отклика. Дети могут соотносить только знакомые иллюстрации со знакомой книгой. При восприятии образов идут от перечисления деталей, не выделяя существенного. Не соотносят средства выразительности со смыслом изображенного, с содержанием. Из средств выразительности видят одно-два (рисунок - действие, жест, цветовую характеристику - замечают редко, на композицию не обращают внимания). Нет представления об иллюстрации, её назначении. Собственных суждений не высказывают, или высказывания носят ситуативный характер.

Констатирующий этап эксперимента состоял из 2-ух занятий.

Цель констатирующего этапа - выявить начальный уровень развития сюжетных композиций в рисунках детей, оригинальности изображения. На 1-ом занятии детям предложили определить средства выразительности в работах художника-иллюстратора Ю.Васнецова. Оказалось, что из всех использованных художником средств выразительности основная масса детей отмечала лишь действие персонажа ( бежит, сидит, стоит и др.) Жест, поза, мимика чаще всего оставались незамеченными. Дети, называли их только в том случае, если они были ярко поданы. Цвет называли тогда, когда он нес декоративную, украшательскую функцию; композиционное построение раскрывали чаще всего на одной странице, понимания макета книги в целом не наблюдалось.

В результате анализа детских ответов мы получили:

низкий уровень - 11 детей ;

средний уровень – 5 детей;

высокий уровень - нет .

На втором занятии мы предложили детям другое задание - нарисовать сюжетную композицию на тему русской народной сказки «Колобок» в обработке А.Н.Толстого; художник Е.Рачев. Изд.1969г., М. Такое задание, на наш взгляд, предполагает использование всех знакомых детям средств выразительности, создание необычной, непохожей на другие, сюжетной композиции.

Выполнив задание, дети все равно не смогли выделить главные средства выразительности и поэтому их сюжетные композиции были шаблонными, не яркими и не впечатляющими. Дети не смогли сопоставить размеры героев сказки. Например: колобок большой, заяц- маленький. Результаты анализа рисунков следующие:

В результате анализа рисунков:

низкий уровень - 9 рисунков;

средний уровень -7 рисунков;

высокий уровень - нет.

Для того, чтобы выяснить представления детей об выразительных средствах сюжетной композиции, нами была проведена беседа. Детям задали вопросы: Чем сказочные герои отличаются от реальных? Каким цветом характеризуется каждое время года? Какие средства выразительности будут использовать дети при рисовании рисунка, передающего характер образа. Дети сказали, что сказочные герои (животные) могут говорить, а реальные - нет; в сказке герои могут разговаривать с животными, а в реальной жизни - нет. На вопрос, каким цветом отличается каждое время года, дети ответить затруднились, а на третий вопрос, дети совсем не смогли ответить.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора
В основу своей педагогической концепции Орф положил этнографические формы музицирования, - там он искал и нашел естественно-биологические подтверждения своих идей. Орф считал элементарную музыку доступной к переживанию в детском возрасте и соответствующей психике ребенка. Более того, он считал, что ...

Особенности формирования ответственности у детей «группы риска»
Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы. Ответственность - это положение, при котором человек отдает полны ...

Игровой метод в начальном этапе в обучении плаванию
Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru