Сущность метода воспитывающих ситуаций

Страница 1

Важное место среди методов воспитания занимает метод создания воспитывающих ситуаций.

В переводе с французского термин «ситуация» означает положение, обстановку, совокупность обстоятельств. Ситуация может носить объективный характер и раскрывать реальную обстановку в системе взаимоотношений учащихся, что необходимо учитывать педагогу, принимая решение о способах взаимодействия с ними. Таких воспитывающих ситуаций в школьной действительности великое множество. Они могут быть простыми (разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию поведения в школе) и сложными. В сложных педагогических ситуациях большое значение имеет эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений между участниками ситуации, присутствие при этом других учащихся класса. Результат разрешения такой ситуации во многом зависит от педагогического мастерства, опыта учителя, его знания индивидуальных особенностей учащихся.

В жизни детского коллектива часто возникают нестандартные, непредвиденные ситуации, которые могут давать как положительный, так и отрицательный воспитательный результат. Педагогу очень важно уметь использовать их, не только корректируя сложившиеся отношения, но и сознательно формируя их, накапливая и обогащая положительный опыт гуманных отношений. С этой целью ситуация может быть и специально смоделирована учителем, т.е. создана такая внешняя обстановка, которая вызывает у ученика необходимое психологическое состояние, чувства, мотивы, поступки. Преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные педагогические условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению.

Учитель создавая ситуацию, преследует конкретную цель, но поскольку эта ситуация органично и естественно включается в жизнь школьников, ребенок не чувствует себя объектом воспитания, сущность педагогической позиции скрыта от него. Поэтому метод воспитывающих ситуаций является методом косвенного воспитательного воздействия. Создание той или иной ситуации позволяет педагогу избежать назидательности, морализирования в процессе общения с детьми и предоставляет возможность самому ребенку занять субъективную позицию, получить многогранный социальный опыт. Включая учащихся в разнообразные по своему характеру ситуации, учитель может увидеть каждого из них с разных сторон, более глубоко изучить их, понять сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс их формирования и корректировки.

Чтобы создаваемая ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается, т.е. соответствовать его мотивационно– потребностной и эмоциональной сфере. Ситуация может быть создана как для отдельного ученика, так и для группы ребят или коллектива в целом. Воспитывающую ситуацию составляют не сами по себе обстоятельства, а лишь те, которые включены в конкретные дела (праздники, конкурсы, уроки и т.д.). При этом в процессе подготовки и проведения одного коллективного дела может быть создано много разнообразных ситуаций для различных категорий учащихся.

В педагогической теории и практике известны различные типы ситуаций: авансирования доверием (А.С. Макаренко), свободного выбора (О.С. Богданова, Л.П. Катаева и др.), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражении (А.Н. Лутошкин), соревновательная (А.Н. Лутошкин), соотнесения (Х.Й. Лийметс), успеха (В.А. Караковский, О.С. Газман, А.С. Белкин), творчества (В.А. Караковсвий) и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Особенности включения музыкальных инструментов в процесс музицирования
Существует мнение, что использование инструментов и особенно заданий по музицированию вносит в урок неорганизованность, хаос звуков, отвлекает учащихся от грамотного и эмоционального исполнения, от восприятия музыки. Если учитель впервые начинает вводить инструменты лишь во втором или третьем класс ...

Структура и типы уроков. Общая характеристика
Основной и ведущей формой обучения является урок как главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются, как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого полноценного решения задач обучения. Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему ...

Становление и развитие детского движения в 20–30-х гг. ХХ в
социальный педагогический беспризорность пионерский Воспитанию социальной активности детей в начале 20-х гг. способствовало пионерское движение. Это было время сложного противоречивого процесса его организационного оформления. В центре внимания первых теоретиков и практиков детского коммунистическо ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru