Сущность метода воспитывающих ситуаций

Страница 2

Наиболее широко в практике гуманистического воспитания используется ситуация успеха. Сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Не случайно А.С.Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности, не случайно и В.А.Сухомлинский ввел в педагогический лексикон «Школу радости». В самом идеальном варианте радость, ожидание ее должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития. Поэтому главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, чтобы организуемая им (учителем) деятельность скрывала в себе ситуацию успеха. Это относится к деятельности как индивидуальной, так и групповой. Важно разграничить понятия успех и ситуация успеха. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех это результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель, переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, особое состояние удовлетворения итогом физического или психического напряжения исполнителя дела. Ощущение успеха рождается у человека, сумевшего преодолеть свой страх, застенчивость, робость, растерянность, затруднение и пр. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех – понятие не однозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самого человека и результатом его деятельности. В тех случаях, когда ожидания человека совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для данного человека, можно говорить об успехе.

С психологической точки зрения – успех – это переживание состояния радости, удовлетворения то того, что результат, к которому человек стремился в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могу сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельного воспитанник, так и коллектива в целом. В педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, взрослых, семьи. Однако нет ситуации успеха, без собственных усилий личности. Например, если мама выполнила задание за своего ребенка, например сделала поделку за него и ее отметили, то для ребенка данная ситуация не выступает в качестве ситуации успеха, не выступает в качестве фактора повышающего жизненный тонус. Ситуация успеха – это то, что человек чувствует, когда преодолевает трудности, а не получает что-либо как незаслуженный подарок судьбы. Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Итак, ситуация успеха необходима для развития ребенка. Как же ее создать?

Чтобы содействовать успеху деятельности, нужны вполне определенные психологические влияния педагога на субъекта деятельности. В качестве субъекта может выступать как отдельный ребенок, так и группа детей, класс в целом.

А.С. Белкин приводит ряд приемов, которые можно использовать для создания ситуаций успеха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Технологии получения научной информации о мире природы
Технологии научного познания мира природы традиционно наиболее широко представлены в школьном образовании. Методики их освоения, как правило, отработаны и педагоги их активно используют. Одним из наиболее популярных среди школьников видов деятельности является коллекционирование. Это естественное, ...

Литература и поэзия на уроках в ДШИ
Музыка – вид искусства, обращенный к нашему “внутреннему зрению”, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств. Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосв ...

Активные нетрадиционные лекции
Перестройка системы образования предъявляет новые требования к личности педагога, методам и технологии преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности, прежде всего, в лекционной. Педагог во все времена был человеком ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru