Сущность метода воспитывающих ситуаций

Страница 6

Велик соблазн немедленно браться за создание ситуации успеха. Но прежде надо все хорошо просчитать. Стоит ли? Не вызовет ли наше доброе намерение совсем не добрую для данного ребенка реакцию? Представьте себе слабого ученика, у которого сложились прочные отношения с такими же, как и он, середняками. Он чувствует себя в их среде эмоционально защищенным, их интересы совпадают далёко за пределами учебных дел, он нравится именно своей отрешенностью от успехов в учебе, отсутствием интеллектуальных притязаний.

И вот такому школьнику создают «ситуацию успеха» в надежде, что он будет рад положительной реакции коллектива. Но ведь коллектив для него неоднородное целое! Что толку для него, что многие, пусть даже большинство одноклассников, удивлены, обрадованы его достижениями, а самые близкие и самые значимые для него сверстники не только не восторгаются, но, наоборот, отворачиваются, презрительно кривят губы, пускают пренебрежительные реплики. Ведь для них он своего рода штрейкбрехер, или того хуже - предатель. В педагогике не всегда формула «добро+добро=добру» верна. Именно и педагогике самые благие намерения могут вести далеко не в райские кущи. Вот почему задача диагностики интеллектуального фона коллектива так важна.

Второй шаг алгоритма: выбор интеллектуального спонсора. Идея найти в коллективе человека, который бы щедро поделился своими знаниями, умениями решать интеллектуальные задачи, несет в себе добрый заряд.

Найти интеллектуального спонсора - задача непростая. Здесь не поможет ни простая просьба, ни тем более приказ, ни решение общего собрания. Интеллектуальный багаж из рук в руки не передается. Нужны какие-то побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. А он, как известно, возникает в совместном деле. Наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства: совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, олимпиад-конкурсов и тому подобное.

Наиболее эффективный путь - привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я» , а кроме того, забота о младшем не может не облагораживать старшего. В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора. Проблема в том, как их свести воедино, как направить линию интереса старшеклассника на помощь младшему.

Третий шаг алгоритма: фиксация результата и его оценка. Это дело техники каждого учителя, конкретного сочетания условий. Главное, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное- желание повторить, развить его.

Прием «Лестница», или «Встань в строй». Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя, в окружающих. А.С.Белкин приводит алгоритм – это определенная последовательность шагов, приводящих к ожидаемому результату. Шаг первый. «Психологическая атака». Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создать условия для вхождения в эмоциональный контакт.

Шаг второй. «Эмоциональная блокировка». Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное - помочь школьнику переломить свой неуспех, найти его причину именно с позиции: «неуспех – случаен, успех – закономерен». Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое о педагогике:

Контроль речевых умений
Правильно организованный контроль речевых умений (в том числе и в области говорения) дает учителю возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план, увидеть практические достижения отдельных учащихся и класса/группы в целом ...

Реализация условий формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей
С целью повышения уровня культуры здоровья нами был поведён формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы. В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия: включение детей и их родителей в специальные занятия п ...

Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения". В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения": Сочинение– один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru