Сущность метода воспитывающих ситуаций

Страница 6

Велик соблазн немедленно браться за создание ситуации успеха. Но прежде надо все хорошо просчитать. Стоит ли? Не вызовет ли наше доброе намерение совсем не добрую для данного ребенка реакцию? Представьте себе слабого ученика, у которого сложились прочные отношения с такими же, как и он, середняками. Он чувствует себя в их среде эмоционально защищенным, их интересы совпадают далёко за пределами учебных дел, он нравится именно своей отрешенностью от успехов в учебе, отсутствием интеллектуальных притязаний.

И вот такому школьнику создают «ситуацию успеха» в надежде, что он будет рад положительной реакции коллектива. Но ведь коллектив для него неоднородное целое! Что толку для него, что многие, пусть даже большинство одноклассников, удивлены, обрадованы его достижениями, а самые близкие и самые значимые для него сверстники не только не восторгаются, но, наоборот, отворачиваются, презрительно кривят губы, пускают пренебрежительные реплики. Ведь для них он своего рода штрейкбрехер, или того хуже - предатель. В педагогике не всегда формула «добро+добро=добру» верна. Именно и педагогике самые благие намерения могут вести далеко не в райские кущи. Вот почему задача диагностики интеллектуального фона коллектива так важна.

Второй шаг алгоритма: выбор интеллектуального спонсора. Идея найти в коллективе человека, который бы щедро поделился своими знаниями, умениями решать интеллектуальные задачи, несет в себе добрый заряд.

Найти интеллектуального спонсора - задача непростая. Здесь не поможет ни простая просьба, ни тем более приказ, ни решение общего собрания. Интеллектуальный багаж из рук в руки не передается. Нужны какие-то побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. А он, как известно, возникает в совместном деле. Наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства: совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, олимпиад-конкурсов и тому подобное.

Наиболее эффективный путь - привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я» , а кроме того, забота о младшем не может не облагораживать старшего. В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора. Проблема в том, как их свести воедино, как направить линию интереса старшеклассника на помощь младшему.

Третий шаг алгоритма: фиксация результата и его оценка. Это дело техники каждого учителя, конкретного сочетания условий. Главное, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное- желание повторить, развить его.

Прием «Лестница», или «Встань в строй». Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя, в окружающих. А.С.Белкин приводит алгоритм – это определенная последовательность шагов, приводящих к ожидаемому результату. Шаг первый. «Психологическая атака». Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создать условия для вхождения в эмоциональный контакт.

Шаг второй. «Эмоциональная блокировка». Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное - помочь школьнику переломить свой неуспех, найти его причину именно с позиции: «неуспех – случаен, успех – закономерен». Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое о педагогике:

Планирование школьного курса по объектно-ориентированному программированию
Весь курс условно можно разделить на две категории или составные части: это теоретический материал курса и практические занятия учащихся за компьютерами. Теоретический материал предпочтительнее дать ученикам под запись, т.е. в виде лекций. К нему можно отнести следующие разделы курса: основные поня ...

Этапы разработки сетевого проекта
Когда Вы выбрали тему и у Вас в запасе есть интересное исследование, самое время продумать организационные моменты проведения проекта. Шаг 1. Продумать этапы проекта и сроки их проведения. Каждый проект по-своему уникален. И время проведения каждого его этапа зависит от многих факторов. Если мы хот ...

Безопасность проекта
Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных забо ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru