Сущность метода воспитывающих ситуаций

Страница 5

Очень сильным побудителем выступает прием персональной исключительности. Его форма такова: «Только ты сможешь это сделать… Никто, кроме тебя… Именно ты способен это сделать…» Если человек знает, что только он может выполнить необходимую работу, он и берется за нее, полностью проявляя свои способности. Эта работа уже не является для него чем-то посторонним, он и дело сливаются воедино: человек уже стремиться выполнить это дело, преодолев все трудности. Это и становится залогом успеха. Персональная исключительность в качестве стимулирующего приема снимает неуверенность в себе, застенчивость, помогает преодолеть робость, инертность, неуверенность в себе, лень.

Чтобы обеспечить субъективное переживание успеха, при оценке выполненной работы следует выделить какую-то ее деталь, именно ее объявить удачной, оригинальной, яркой, необычной. Не следует же оценивать достижения ребенка в целом, т.к. далеко не всегда полностью выполненная работа может быть оценена очень высоко. Но какая-то сторона этой работы, получается хорошо, именно этим владеет лучше всего именно этот воспитанник. Например: конкурс рисунков. Педагог отличает в каждом рисунке наиболее значимые детали: удачный фон, особенный колорит, мягкость линий, новизну сюжета, интересный подбор цвета и т.п. Ребенок верит данной оценке и искренне переживает успех своих творческих усилий. Остальная оценка объективна, справедлива и гуманна, в ней спрятан огромный потенциал стимулирующего влияния на всю последующую деятельность.

Формула технологии создания успеха:

1) У тебя это обязательно получится…

2) Это очень важно…

3) Именно ты и мог бы выполнить это дело…

4) И это вовсе не сложно… Даже если не получится, ничего не страшно…Я уверен, что ты не забудешь про…

5) Вот эта деталь получилась прекрасно!

Ситуация успеха в какой-то части своей носит характер искусственно создаваемой. Такая ситуация носит временный характер. Она должна в дальнейшем корректироваться путем постепенного (когда ребенок поверит в свои силы) указания на недостатки и их совместное, а потом и самостоятельное исправление.

Прием «Следуй за нами». Есть дети с интеллектуальной запущенностью, с леностью мысли. Запас знаний небольшой. Навыки самостоятельной работы не развиты. Самое главное, уровень их притязаний в учебе не высок. Они вполне довольны своим положением.

Есть у них и достоинства. Они доброжелательны, у них хорошие отношения с учителями, и с товарищами. Поведение у них устойчивое, без взлетов и падений, без вспышек эмоций. Добросовестно выполняют общественные поручения. О таких учениках нередко говорят: «Звезд с неба не хватает, но хороший, милый ребенок». У сверстников имеют репутацию надежного друга, верного товарища.

Смысл педагогической тактики состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль школьника, дать ему возможность обрести радость познания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания и результатом усилий. Прием «Следуй за нами» построен на конкретном алгоритме. Это первая ступень пробуждения ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

Алгоритм начинается с диагностики интеллектуального фона коллектива. Можно ли разбудить мысль школьника, вызвать у него ожидание радостной реакции от окружающих, если большинство из них тоже находится в состоянии интеллектуальной спячки, если нет общего настроя на учебу, на творчество, на углубленный интерес хотя бы к некоторым предметам? Такое встречается в нашей современной школе, и явление это не экстраординарное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое о педагогике:

Возможности использования дидактического сборника в процессе обучения младших школьников английскому языку
Основной целью при обучении иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции. Для достижения этой цели будет использоваться дидактический сборник. Под дидактическим сборником понимается сборник, содержащий игровые уроки, помогающие ребёнку учиться с увлечением, формировать предметны ...

Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности педагога-воспитателя
Если посмотреть в целом на функциональное назначение самоанализа, то обнаружится, что он является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педа ...

Изучение специфики коррекционного обучения детей с задержкой психического развития формам связной речи
Одно из важнейших условий коррекции речи детей с задержкой психического развития – организация их речевой практики, в которой ведущая роль отводится самостоятельной активной речевой деятельности ребёнка. Умение участвовать в такой форме речевого общения, как диалог, является одним из важнейших проя ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru