Сущность метода воспитывающих ситуаций

Страница 4

Таким образом, формула управления процессом зарождения общей радости может выглядеть примерно так: сбывшаяся (или неожиданная) радость школьника +поддержка педагога + «заражение» отдельных членов коллектива + поддержка учителем <<зараженных>> +расширение масштабов «заражения»+осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов =общей радости.

Механизм заражения следующий. Первое, что фиксируется совершенно отчетливо: позитивное единство эмоционального и интеллектуального фона коллектива.

Второе непременное, условие, как уже отмечалось,- выбор гносионосителя (гносио - познание).

Третье условие - создание ситуации состязательности и педагогически целесообразного соперничества. Если в классе появился гносионоситель, т. е. ребенок, который отличается особой приверженностью к какому-то виду интеллектуально-творческой деятельности, то это еще не означает, что «его пример - другим наука». Это не означает, что за ним тут же бросятся толпы последователей, почитателей его таланта, каким бы благоприятным ни было сочетание эмоционального и интеллектуального фона коллектива. Наблюдения показывают, что уважения, признания окружающих такой школьник добивается, но с последователями дело обстоит гораздо сложнее. «Заражения» не происходит.

Оно возможно в тех случаях, когда у первого гносионосителя появляется «соперник», т.е. одноклассник, претендующий на эту же роль. Каждый из них стремится раскрыть свои возможности, причем не обязательно за счет друг друга. Если состязательность превращается в соперничество, но педагогически управляемое - это мощный стимул к саморазвитию, к усилению влияния на других, к «заражению». Если оно выходит из-под педагогического контроля, то может приобрести нежелательные акценты. Тогда интеллектуально-творческая состязательность и соперничество превращаются в личное соперничество, доходящее до конфронтации, до личностно-группового антагонизма. Это выходит далеко за допустимые рамки. Мудрость педагога заключается в том, чтобы удержать соперников на грани. В этом педагогика сродни дипломатии: готовность идти на разумный риск, видеть пределы возможного, умение предотвратить нежелательное.

Четвертое условие - выбор адекватных стимулов состязания-«заражения». Это может быть и стремление заслужить одобрение учителя, глубоко уважаемого, увлеченного, имеющего душевные контакты с воспитанниками; это может быть стремление к интеллектуальному лидерству, педагогически управляемое. Большую роль может сыграть состязательность не только интеллектуальных лидеров, но и тех группировок, в которые они входят. Тогда лидер выступает своего рода уполномоченным группы, своеобразной формой ее представительства.

Общая радость не представляет собой однородного целого. Она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью именно этих микрогрупп. Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Роль гносионосителя заключается в материализации этих настроений, в их оформлении. Нечто вроде эстафеты, когда лидер команды одного этапа передает эстафетную палочку лидеру команды последующего этапа. Очень многое зависит от выбора таких лидеров, от тесного взаимодействия каждого этапа. Следовательно, главная педагогическая задача состоит в том, чтобы интеллектуальный предмет состязания был все время в поле зрения коллектива, а если возникает необходимость, то и быстро менял форму передачи стимулов.

В.А. Сухомлинский некогда утверждал, что коллектив должен быть для каждого своего члена «непрочитанной книгой». Это тоже говорит о многомерности, непредсказуемости проявлений коллективного духа. Самоуважение коллектива - одна из таких категорий. Это состояние ученического сообщества, при котором его члены воспринимают себя как союз личностей с потенциалом творческих возможностей, способных сопереживать успехи друг друга и оценивающих достижения в единстве личного и общего. В самоуважающем себя коллективе не может быть злорадства, «черной» зависти, попытки выдавать желаемое за действительное, униженного положения отдельных членов. Именно в нем личность чувствует себя наиболее раскованной и защищенной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое о педагогике:

Понятие технологии
интерактивный технология образовательный процесс В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. Обычно для объяснения значения сложного по составу заимствованно ...

Сольфеджио и тренировка навыков, необходимых для музыканта. Понятие о музыкальном слухе
Основными закономерностями строения мелодии являются лад, высотные взаимоотношения звуков и их метро-ритмическая организация. В своем единстве они определяют основную идею мелодии, ее выразительные особенности. Поэтому в работе над слуховым осознанием этих закономерностей нельзя отрывать их друг от ...

Методика обучения двигательным действиям, предусмотренных школьной программой
Обучение двигательным действиям начинается с I класса. По мере обучения от класса к классу количество двигательных действий увеличивается, а их биомеханическая структура усложняется. Изученные двигательные действия могут переходить в элементы других, более сложных двигательных актов, использоваться ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru