Сущность метода воспитывающих ситуаций

Страница 4

Таким образом, формула управления процессом зарождения общей радости может выглядеть примерно так: сбывшаяся (или неожиданная) радость школьника +поддержка педагога + «заражение» отдельных членов коллектива + поддержка учителем <<зараженных>> +расширение масштабов «заражения»+осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов =общей радости.

Механизм заражения следующий. Первое, что фиксируется совершенно отчетливо: позитивное единство эмоционального и интеллектуального фона коллектива.

Второе непременное, условие, как уже отмечалось,- выбор гносионосителя (гносио - познание).

Третье условие - создание ситуации состязательности и педагогически целесообразного соперничества. Если в классе появился гносионоситель, т. е. ребенок, который отличается особой приверженностью к какому-то виду интеллектуально-творческой деятельности, то это еще не означает, что «его пример - другим наука». Это не означает, что за ним тут же бросятся толпы последователей, почитателей его таланта, каким бы благоприятным ни было сочетание эмоционального и интеллектуального фона коллектива. Наблюдения показывают, что уважения, признания окружающих такой школьник добивается, но с последователями дело обстоит гораздо сложнее. «Заражения» не происходит.

Оно возможно в тех случаях, когда у первого гносионосителя появляется «соперник», т.е. одноклассник, претендующий на эту же роль. Каждый из них стремится раскрыть свои возможности, причем не обязательно за счет друг друга. Если состязательность превращается в соперничество, но педагогически управляемое - это мощный стимул к саморазвитию, к усилению влияния на других, к «заражению». Если оно выходит из-под педагогического контроля, то может приобрести нежелательные акценты. Тогда интеллектуально-творческая состязательность и соперничество превращаются в личное соперничество, доходящее до конфронтации, до личностно-группового антагонизма. Это выходит далеко за допустимые рамки. Мудрость педагога заключается в том, чтобы удержать соперников на грани. В этом педагогика сродни дипломатии: готовность идти на разумный риск, видеть пределы возможного, умение предотвратить нежелательное.

Четвертое условие - выбор адекватных стимулов состязания-«заражения». Это может быть и стремление заслужить одобрение учителя, глубоко уважаемого, увлеченного, имеющего душевные контакты с воспитанниками; это может быть стремление к интеллектуальному лидерству, педагогически управляемое. Большую роль может сыграть состязательность не только интеллектуальных лидеров, но и тех группировок, в которые они входят. Тогда лидер выступает своего рода уполномоченным группы, своеобразной формой ее представительства.

Общая радость не представляет собой однородного целого. Она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью именно этих микрогрупп. Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Роль гносионосителя заключается в материализации этих настроений, в их оформлении. Нечто вроде эстафеты, когда лидер команды одного этапа передает эстафетную палочку лидеру команды последующего этапа. Очень многое зависит от выбора таких лидеров, от тесного взаимодействия каждого этапа. Следовательно, главная педагогическая задача состоит в том, чтобы интеллектуальный предмет состязания был все время в поле зрения коллектива, а если возникает необходимость, то и быстро менял форму передачи стимулов.

В.А. Сухомлинский некогда утверждал, что коллектив должен быть для каждого своего члена «непрочитанной книгой». Это тоже говорит о многомерности, непредсказуемости проявлений коллективного духа. Самоуважение коллектива - одна из таких категорий. Это состояние ученического сообщества, при котором его члены воспринимают себя как союз личностей с потенциалом творческих возможностей, способных сопереживать успехи друг друга и оценивающих достижения в единстве личного и общего. В самоуважающем себя коллективе не может быть злорадства, «черной» зависти, попытки выдавать желаемое за действительное, униженного положения отдельных членов. Именно в нем личность чувствует себя наиболее раскованной и защищенной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое о педагогике:

Изучение синтетических высокомолекулярных веществ на уроке по химии в средней школе
Урок 1. Тема урок. Понятие о высокомолекулярных соединениях Цель урока: Систематизировать и углубить знания учащихся о высокомолекулярных веществах. Задачи: 1. ввести понятия – мономер, полимер, степень полимеризации, структурное звено, средняя молекулярная масса. 2. Ознакомить с разными структурам ...

Личностные качества педагога
педагогический профессиональный обучение личностный Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и в образе мышления. Учитель - не только профессия, связанная с передачей знаний, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В ...

Что такое физическая задача
С точки зрения психологии, задача – это проблема, которая заключается в несоответствии между требованиями задачи и знаниями субъекта, и для её решения субъект должен включить творческую мыслительную деятельность. В методике под физической задачей понимают проблему, решаемую с помощью логических умо ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru