Шаг третий. «Выбор главного направления». Смысл педагогического действия состоит в том, чтобы не только установить очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.
Шаг четвертый. «Выбор равных возможностей». Суть заключена в том, чтобы создать условия, при которых школьник, для которого создается соответствующая ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.
Шаг шестой. «Неожиданное сравнение». Учитель может сравнить ребенка, для которого создается ситуация с лидером в классе или группе, при этом нужно сравнивать в области в которой ребенок достаточно силен.
Шаг седьмой. «Стабилизация». Суть заключена в том, чтобы приятная для отдельного школьника общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданность стала привычной. Важно, чтобы «неожиданная радость» трансформировалась в «сбывшуюся», заранее рассчитанную, подготовленную. Разумеется, прием «неожиданного сравнения» может сработать единожды. Далее, сыграв роль стартового пуска, он должен развиваться за счет собственных резервов.
Алгоритм в педагогике не передается. Он остается со своим творцом. Алгоритму чужому нельзя научиться – он всегда рождается как бы заново.
До сих пор мы говорили о педагогически значимой роли ситуации успеха только в позитивном плане. Но всегда ли хорош успех? Сегодня – успех, завтра, послезавтра…. Возникает привычка к радости, не потеряется ли острота ее восприятия? Такая опасность вполне реальна.
Диалектический подход к оценке любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех – неуспех, знание - незнание, удача - неудача. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Неуспех всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще, а ребенку в особенности постичь всю глубину успеха. Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций с учетом особенностей личности, ее способности преодоления неудач, к борьбе с обстоятельствами. Успех может разложить личность, неуспех – сформировать ее лучшие качества. Пример. Как сложилась жизнь у героини фильма «Москва слезам не верит» (неудача в личной жизни способствовала тому, что в последствии она стала руководителем фабрики, добилась многого в своей профессиональной деятельности. Сергей – спортсмен – наоборот, успехи, достижения в спорте сломали его, он начал пить). Одно без другого не может существовать. Преодоление этого противоречия зависит от мастерства воспитателя, от его умения увидеть и понять, где и для кого из детей следует создавать ситуации успеха, а для кого он противопоказан.
И второй вопрос: всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Любой успех в каком бы виде деятельности не существовал: учеба, общественная работа, спорт, искусство, - нельзя оторвать от двух вопросов, на которых стоят основы нашей нравственности: во имя чего? и какими средствами?
Если успех нужен для внешнего эффекта, если он превратился в самоцель, то цена такого успеха невелика. Об этом учителю всегда надо помнить.
Ситуация авансирования доверием. Практически вся школьная жизнь состоит из более или менее сложных ситуаций, на которые учитель должен реагировать: опоздание ребенка на урок, ссора с одноклассником, невыполненное обещание. Бывают случаи и более сложные. Перед учителем каждый раз возникает вопрос: как быть? Как поступить? Создавая ситуацию, неожиданную для ребенка, вызывающую у него подчас удивление своей необычностью и схожестью на традиционное поведение, учитель стимулирует ребенка на необходимые действия. К числу таких ситуаций относится и ситуация авансирования доверия. Она может использоваться тогда, когда ребенок совершил какое-либо неверное действие, и в этом случае учитель с помощью данной ситуации корректирует это действие, поведение в целом. У ребенка появляются мысли о его нужности, полезности для общего дела, он проникается чувством уважения к самому себе. Таким образом данная ситуация стимулирует возникновение положительных чувств и положительных качеств личности. Подобные ситуации и откровенные разговоры с учителем, направленные на развитие познавательного интереса и чувства долга, может быть, помогут ученику в дальнейшем поступать правильно.
Другое о педагогике:
Обучение английской фонетике на начальном этапе
Существует множество мнений о том, в каком возрасте следует начинать обучение иностранному языку. По результатам множества исследований, проведенных такими учёными, педагогами и психологами, как М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, К.В. Бардин, Б.Ю. Бахталина, З.Н. Никитенко, обучение иностранному язы ...
Вокальная импровизация на уроке музыки
При освоении музыкального фольклора используются различные формы, стимулирующие творческую инициативу детей. Так в процессе певческого освоения фольклора одной из основных задач является воспитание умения создавать варианты из известных заданных элементов, «комбинировать старое в новые сочетания». ...
Разработка систем экспериментальных заданий по теме «Динамика».
Методические рекомендации по применению на уроках физики
На изучение темы Динамика отводится 18 часов. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах. Для этой темы нами было предложено следующее экспериментальное задание: Цель эксперимента: Показать, как скорость воздуха влияет на полет самолета. Материалы: маленькая воронка, мячик для ...