Сущность метода воспитывающих ситуаций

Страница 7

Шаг третий. «Выбор главного направления». Смысл педагогического действия состоит в том, чтобы не только установить очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

Шаг четвертый. «Выбор равных возможностей». Суть заключена в том, чтобы создать условия, при которых школьник, для которого создается соответствующая ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

Шаг шестой. «Неожиданное сравнение». Учитель может сравнить ребенка, для которого создается ситуация с лидером в классе или группе, при этом нужно сравнивать в области в которой ребенок достаточно силен.

Шаг седьмой. «Стабилизация». Суть заключена в том, чтобы приятная для отдельного школьника общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданность стала привычной. Важно, чтобы «неожиданная радость» трансформировалась в «сбывшуюся», заранее рассчитанную, подготовленную. Разумеется, прием «неожиданного сравнения» может сработать единожды. Далее, сыграв роль стартового пуска, он должен развиваться за счет собственных резервов.

Алгоритм в педагогике не передается. Он остается со своим творцом. Алгоритму чужому нельзя научиться – он всегда рождается как бы заново.

До сих пор мы говорили о педагогически значимой роли ситуации успеха только в позитивном плане. Но всегда ли хорош успех? Сегодня – успех, завтра, послезавтра…. Возникает привычка к радости, не потеряется ли острота ее восприятия? Такая опасность вполне реальна.

Диалектический подход к оценке любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех – неуспех, знание - незнание, удача - неудача. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Неуспех всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще, а ребенку в особенности постичь всю глубину успеха. Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций с учетом особенностей личности, ее способности преодоления неудач, к борьбе с обстоятельствами. Успех может разложить личность, неуспех – сформировать ее лучшие качества. Пример. Как сложилась жизнь у героини фильма «Москва слезам не верит» (неудача в личной жизни способствовала тому, что в последствии она стала руководителем фабрики, добилась многого в своей профессиональной деятельности. Сергей – спортсмен – наоборот, успехи, достижения в спорте сломали его, он начал пить). Одно без другого не может существовать. Преодоление этого противоречия зависит от мастерства воспитателя, от его умения увидеть и понять, где и для кого из детей следует создавать ситуации успеха, а для кого он противопоказан.

И второй вопрос: всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Любой успех в каком бы виде деятельности не существовал: учеба, общественная работа, спорт, искусство, - нельзя оторвать от двух вопросов, на которых стоят основы нашей нравственности: во имя чего? и какими средствами?

Если успех нужен для внешнего эффекта, если он превратился в самоцель, то цена такого успеха невелика. Об этом учителю всегда надо помнить.

Ситуация авансирования доверием. Практически вся школьная жизнь состоит из более или менее сложных ситуаций, на которые учитель должен реагировать: опоздание ребенка на урок, ссора с одноклассником, невыполненное обещание. Бывают случаи и более сложные. Перед учителем каждый раз возникает вопрос: как быть? Как поступить? Создавая ситуацию, неожиданную для ребенка, вызывающую у него подчас удивление своей необычностью и схожестью на традиционное поведение, учитель стимулирует ребенка на необходимые действия. К числу таких ситуаций относится и ситуация авансирования доверия. Она может использоваться тогда, когда ребенок совершил какое-либо неверное действие, и в этом случае учитель с помощью данной ситуации корректирует это действие, поведение в целом. У ребенка появляются мысли о его нужности, полезности для общего дела, он проникается чувством уважения к самому себе. Таким образом данная ситуация стимулирует возникновение положительных чувств и положительных качеств личности. Подобные ситуации и откровенные разговоры с учителем, направленные на развитие познавательного интереса и чувства долга, может быть, помогут ученику в дальнейшем поступать правильно.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое о педагогике:

И.Г. Песталоцци о принципе природосообразности
В отличие от своего предшественника Яна Коменского, стремившегося научить «всех и всему» И.Г. Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности его с возможностями ученика. Вероятно, это связано с тем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из обеспеченных и б ...

Методика работы воспитателя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе коллективной деятельности
Как уже было выявлено, общение и совместная деятельность младших школьников имеют особое значение для воспитательного процесса. От уровня сформированности коллективной деятельности зависит успех всего воспитания, т.к. коллективная деятельность является ведущей в процессе формирования нравственного ...

Анализ программ и учебников по использованию экспериментальных заданий в школьном курсе физики
В старшей школе (10 – 11 классах) распространены и используются в основном пять УМК. УМК - «Физика 10-11» авт. Касьянов В.А. 10 класс. 1-3 часа в неделю. Учебник, авт. Касьянов В.А. 11 класс. 1-3 часа в неделю. Учебник, авт. Касьянов В.А. Курс предназначен для учащихся общеобразовательных классов, ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru