Сущность метода воспитывающих ситуаций

Страница 8

Ситуацию авансированного доверия можно применять и по отношению к учащимся, которым поручено коллективное дело, но они, будучи неуверенными, в себе, никак не могут начать его. В этом случае учитель провозглашает, говорит ученику о тех его достоинствах, которые помогут справиться с поручением. При этом данное достоинство может быть еще не получило устойчивого качества у этого ребенка, но оно (достоинство) относится к таким, которые непременно должны быть у человека. Конечно, ты это сделаешь отлично, потому что…ты ко всему относишься ответственно; или – так как ты способный, внимательный, имеешь опыт в таких делах. Иногда оглашается достоинство, на которое ребята сами просто не обращают внимания, а оно им присуще: у тебя хорошая зрительная память…, ты очень подвижный…, ты очень аккуратный и сумеешь, цветы полить так, что потом не придется вытирать воду; у тебя очень сильные руки… или твой сильный характер не боится неудач. Авансирование, проведенное публично, в присутствии всего коллектива, мобилизует активность ребенка, он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику.

Ситуация авансирования доверия может быть создана и по отношению к ученику, который однажды нарушил нормы поведения в подобной ситуации, проявил нечестность, черствость, эгоизм. Его вновь ставят в подобные условия, которые потребуют от него проявления противоположных качеств: честности, товарищества, взаимопомощи, тем самым, показывая, что ему доверяют. Макаренко – случай с Каравановым, который украл деньги. Ему было поручено отвести в город большую сумму денег.

Прием «даю шанс». Иногда важно не упустить шанс, который представляется учителю. Умело опираясь на знания особенностей детей, тонко играя на их чувствах самолюбия, упорства, самостоятельности, побудить их открыть для себя новые черты характера – целеустремленность, настойчивость. В повседневной школьной жизни подобные ситуации встречаются часто, и задача учителя состоит в том, чтобы вовремя заметить ее и не упустить, использовать в воспитательных целях. Специального создания ситуации выбора, учитель, с одной стороны, ставит ученика перед необходимостью совершить нравственный поступок, но при этом пересмотреть свои взгляды, переосмыслить их, либо не совершить такого поступка и остаться на своих позициях. Чтобы ситуация стимулировала ребенка к выбору правильного действия, ребенок должен внутренне к этому подготовлен, т.е. не для каждого ребенка в данный конкретный момент можно использовать в данный момент. Ситуация выбора. В такой ситуации ученик ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из двух или нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать не знаю. В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями. Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его мастерство проявится в том, что он не упустит момента стечения обстоятельств, правильно оценит эти обстоятельства и сумеет использовать их в воспитательных целях.

Включение в жизнь школьников соревновательных ситуаций способствует актуализации определенных эмоциональных состояний, которые становятся источником активности детей, вызывают у них интерес к совместной деятельности, позволяют переживать чувство успеха и одобрения коллектива, если достигнуты высокие результаты. Однако увлекаться созданием соревновательных ситуаций не следует, так как они порождают конкурентный, спортивный мотив; погоня за победами и наградами может превратиться в самоцель; возможны ссоры, недоброжелательность, ложное товарищество, когда ради победы скрываются недостатки, проступки.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другое о педагогике:

Особенности формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
В рамках культурно-исторической теории высших психических функций Л.С. Выготского проблема мышления рассматривается как проблема умственного развития ребенка. Отстаивая формулу «выведение индивидуального из социального». Л.С. Выготский писал: «Все высшие психические функции суть интериоризованные о ...

Методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста
Метод - (от лат. "Способ достижения цели") - система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения . Прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию ...

Краткая история уставов 1863, 1884 гг
По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факульт ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru