Сущность метода воспитывающих ситуаций

Страница 3

Одним из приемов создания ситуации успеха является прием снятие страха перед предстоящей деятельностью как непременное условие освобождения ребенка от психологического зажима. Этого можно достичь, переключив внимание ребенка с себя на содержание деятельности. Он говорит: я не умею, я не знаю, у меня не получится – и впадает в состояние пассивности, печально наблюдает успех товарищей, страдая от самим же выбранной позиции. Но если сказать: это просто, это легко, не получится ничего страшного. Попробуй или давай попробуем, не получится – поищем другой способ, - тогда нажим снимется, ребенок освободится от навязчивого ожидания неудачи. Возникает вопрос: не обманываем ли мы ребенка, суля ему удачу заранее и ориентируя его на доступность желаемого результата? Ответ может быть такой: во-первых, мы не предлагаем детям того, что для них недоступно; во-вторых, каждый ребенок, в меру своих способностей и в силу своей индивидуальности, достигает желаемого результата при максимальной активности. И, в-третьих, учитель обязан сопровождать предложенное для исполнения дела ясной инструкцией, советуя, как лучше всего выполнить планируемое. Но эта инструкция - не приказ, не распоряжение, не открытая прямолинейная помощь, а незаметная для ребенка, скрытая. Этот прием называется скрытой помощью, когда в слова, обращенные к ребенку, учитель включает незаметные, но основополагающие подсказки: Я думаю, что удобнее всего было бы сделать…Мне кажется, тут в центре внимания находится…Я знаю, что люди обычно начинают с…Достаточно выполнить вот эту часть и… В сложных ситуациях педагогическая инструментовка может быть более тонкой: Мне бы очень хотелось, чтобы ты не забыл о…Я надеюсь, что вот это нам непременно удастся…Ты, конечно, не забудешь о…

Снять у ребенка неуверенность в себе, ощущение нереальности, что порученное дело он сумеет выполнить, можно, используя такой прием, как усиление мотива деятельности. Педагог мотивирует необходимость организуемого дела, подчеркивая его высокую значимость для всего класса, для общей пользы, для ученика лично. Он говорит: это нам необходимо… Это очень важно для нашей работы, потому что… Это принесет пользу (конкретно кому)… Такая мотивация активизирует школьников, направляет их размышления не на вопрос «сумею - не сумею», а на то, как лучше выполнить это, т.е. на творческий поиск.

Прием «заражение» или где это видано, где это слыхано.

Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное - выбор гносионосителя (гносио - познание), т. е. мощного источника интеллектуального заражения. Кто он? Увлеченный школьник, умеющий отдаваться своему делу без каких-то крайностей, без нежелательных акцентуаций. Это может быть школьник любого возраста (но преимущественно средних или старших классов), увлекающийся историей, литературой, техникой, математикой, физикой, химией - словом, всем тем, что образует систему знаний, интеллектуальный кругозор, далеко выходящий за рамки школьной программы.

Учитель ближе всех стоит к ребенку. От его зоркости зависит очень многое, а иногда почти все. Заметить способности, развернуть их, сделать достоянием других, «заразить» стремлением к самостоятельному творчеству - этого никто не сможет сделать лучше учителя.

«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда и ребенок, послуживший источником заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое о педагогике:

Специальное образование в Японии
Образование детей-инвалидов в Японии называлось «специальным образованием», но с 2007 года стал употребляться термин «специализированное образование». Все специальные школы, школы для слепых и глухонемых детей стали называться школами для детей со специализированными нуждами. Дети с тяжелыми наруше ...

Понятийно-категориальное пространство проектной деятельности
Термин "чтение" употребляется в разных значениях: в узком смысле – это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения; в широком – техника чтения и плюс понимание прочитанного ("Методика обучения чтению"). Навык – автоматизированное действие, вырабатывающиеся в результате ...

Становление и развитие детского движения в 20–30-х гг. ХХ в
социальный педагогический беспризорность пионерский Воспитанию социальной активности детей в начале 20-х гг. способствовало пионерское движение. Это было время сложного противоречивого процесса его организационного оформления. В центре внимания первых теоретиков и практиков детского коммунистическо ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru