Сущность метода воспитывающих ситуаций

Страница 3

Одним из приемов создания ситуации успеха является прием снятие страха перед предстоящей деятельностью как непременное условие освобождения ребенка от психологического зажима. Этого можно достичь, переключив внимание ребенка с себя на содержание деятельности. Он говорит: я не умею, я не знаю, у меня не получится – и впадает в состояние пассивности, печально наблюдает успех товарищей, страдая от самим же выбранной позиции. Но если сказать: это просто, это легко, не получится ничего страшного. Попробуй или давай попробуем, не получится – поищем другой способ, - тогда нажим снимется, ребенок освободится от навязчивого ожидания неудачи. Возникает вопрос: не обманываем ли мы ребенка, суля ему удачу заранее и ориентируя его на доступность желаемого результата? Ответ может быть такой: во-первых, мы не предлагаем детям того, что для них недоступно; во-вторых, каждый ребенок, в меру своих способностей и в силу своей индивидуальности, достигает желаемого результата при максимальной активности. И, в-третьих, учитель обязан сопровождать предложенное для исполнения дела ясной инструкцией, советуя, как лучше всего выполнить планируемое. Но эта инструкция - не приказ, не распоряжение, не открытая прямолинейная помощь, а незаметная для ребенка, скрытая. Этот прием называется скрытой помощью, когда в слова, обращенные к ребенку, учитель включает незаметные, но основополагающие подсказки: Я думаю, что удобнее всего было бы сделать…Мне кажется, тут в центре внимания находится…Я знаю, что люди обычно начинают с…Достаточно выполнить вот эту часть и… В сложных ситуациях педагогическая инструментовка может быть более тонкой: Мне бы очень хотелось, чтобы ты не забыл о…Я надеюсь, что вот это нам непременно удастся…Ты, конечно, не забудешь о…

Снять у ребенка неуверенность в себе, ощущение нереальности, что порученное дело он сумеет выполнить, можно, используя такой прием, как усиление мотива деятельности. Педагог мотивирует необходимость организуемого дела, подчеркивая его высокую значимость для всего класса, для общей пользы, для ученика лично. Он говорит: это нам необходимо… Это очень важно для нашей работы, потому что… Это принесет пользу (конкретно кому)… Такая мотивация активизирует школьников, направляет их размышления не на вопрос «сумею - не сумею», а на то, как лучше выполнить это, т.е. на творческий поиск.

Прием «заражение» или где это видано, где это слыхано.

Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное - выбор гносионосителя (гносио - познание), т. е. мощного источника интеллектуального заражения. Кто он? Увлеченный школьник, умеющий отдаваться своему делу без каких-то крайностей, без нежелательных акцентуаций. Это может быть школьник любого возраста (но преимущественно средних или старших классов), увлекающийся историей, литературой, техникой, математикой, физикой, химией - словом, всем тем, что образует систему знаний, интеллектуальный кругозор, далеко выходящий за рамки школьной программы.

Учитель ближе всех стоит к ребенку. От его зоркости зависит очень многое, а иногда почти все. Заметить способности, развернуть их, сделать достоянием других, «заразить» стремлением к самостоятельному творчеству - этого никто не сможет сделать лучше учителя.

«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда и ребенок, послуживший источником заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое о педагогике:

Функции процесса профессионального обучения
Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди них наиболее существенная – образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, ...

Восприятие метроритма
Методы осознания метроритмической организации звуков при записи представляют собой специфическую область восприятия и требуют особых приемов для усвоения. Звуковысотные и метроритмические соотношения в мелодии неотделимы и только их совокупность образует логику и мысль мелодии. Чаще всего встречают ...

Специфика преподавания сольфеджио в младших классах ДМШ
Данная глава посвящена сопоставительному анализу ряда аспектов преподавания сольфеджио на начальном этапе на основе учебного пособия А. Барабошкиной «Сольфеджио» для 1 и 2 классов ДМШ и учебного пособия «Мы играем, сочиняем и поем» для 1 и 2 классов ДМШ Ж. Металлиди и А. Перцовской. Оба эти пособия ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru