Cоциально-педагогические условия развития креативности младших школьников

Педагогическая теория » Условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры » Cоциально-педагогические условия развития креативности младших школьников

Страница 1

В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.

В современной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник и др В отечественной психологии и педагогике проблемами креативности занимаются В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития.

При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс.

Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности.

По мнению А.М. Матюшкина "в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления". Однако считается, что это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют "латентным", у некоторых школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на младший период, точнее дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.

Следует отметить, что единства среди исследователей относительно возрастного диапазона для этих двух пиков не существует, тем более, что спад вербальной креативности и образной может происходить в разное время. Чаще всего период спада приходится на этап младшего школьного возраста.

Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики.

На данный момент в психологии развития существуют и дополняют друг друга три подхода к проблеме развития креативности:

1. генетический, отводящий главную роль в детерминации психических свойств наследственности;

2. средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия;

3. генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Также были сформулированы основные социально-педагогические условия развития креативности В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником:

1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:

А) гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

Б) творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;

В) общности интеллектуальных интересов членов семьи;

Г) ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Основные задачи адаптивной модели
1. Обеспечить научно-практическое построение процесса и содержания учебно-воспитательной деятельности в рамках непрерывного образования и преемственности в работе детского сада и школы. 2. Разработать и включить комплексную программу социолого-медико-психолого-педагогического обеспечения развития д ...

Коррекционная программа педагогической помощи детям группы риска
Так как исследование проводилось в октябре месяце 2002 года, то организуя с детьми группы риска серию коррекционных занятий, можно несколько улучшить их результаты. Задания должны быть направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, тонкой моторики и координации движений рук, ...

Методические рекомендации для студентов по выполнению лабораторной работы
Лабораторные работы выполняются в тетради по курсу «Психология» объемом 96 листов с полями, последовательно по номерам, без пропусков. Лабораторные работы записываются в тетрадь аккуратно, с выделением номера задания, отдельными абзацами, никакие сокращения слов в текстах работ не допускаются. Учащ ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru