Некоторые особенности изготовление детьми простейших народных музыкальных инструментов

Педагогическая теория » Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки » Некоторые особенности изготовление детьми простейших народных музыкальных инструментов

Страница 1

Детская инструментальная игровая практика - чисто сенсорные звуковые сигналы и наигрыши при играх на сугубо детских звуковых орудиях, в основном - идиофонах, мирлитонах, аэрофона. По своему строю детская инструментальная музыка тесно связана с обрядовой, пастушеской, охотничьей, но более свободна, импровизационна, мобильна, менее ограничена строгими, освященными веками конструктивными стереотипами и способами интонирования.

Детские традиционные духовые инструменты являются преимущественно сезонными. Они изготавливаются импровизационно и используются в основном в весенне-летний период. Лишь весеннее сокодвижение в клетках растений дает жизнь и звучание детским свистулькам и дудочкам; в это время легко отделяется от ствола кора, а в стручках гороха и стеблях лука отходит эндотерма.

У каждого из детей свои индивидуальные приемы игры на одном и том же инструменте, а также нередко и способы их изготовления. Сорвав травинку, соединяют ладони лодочкой и зажимают ее между двумя большими пальцами, подносят ко рту и струей воздуха извлекают короткие резкие сигналы. Лепесток мака прижимается к губам по центру плоскости пластины лепестка, - даже при легком посыле струи воздуха звучит продолжительный сигнал. И наоборот, - лишь при значительном усилии струи воздуха заставляют звучать тончайшую пленку бересты. Дети делают свистульки из «мышиного гороха» - стручков акации, из срезов стеблей трубочек одуванчиков, из «толстой косы» - стеблей огурца, тыквы, арбуза, из полого сегмента гусиного пера. Изготавливают свистульки и из косточек плодов персиков, абрикосов, слив. Чтобы косточка звучала, дети вершину ее трут об асфальт или кирпич, и как только показывается ядро, его удаляют. Играют дети и на «трубочнике», растении из семейства зонтичных. От стебля «трубочника» отрезается один сегмент с суколеном. Затем делается разрез вдоль стебля, не доходящий до суколена. Играя, кладут край вдувного отверстия в рот и энергично, с силой посылают струю воздуха. При этом ладонью руки слегка сжимают один из участков сегмента. Переставляя руку с одного места на другое, можно издавать до 5 --6 тонов.

Большой популярностью среди детей пользуется игра на стручках гороха, бобов и, в особенности, на стебле лука. Для этого срезается сегмент цветоножки лука и разрезается вдоль стебля. С края разрезанной части ногтем большого пальца слегка поддевают и расслаивают эндодерму (внутренний слой) и кожицу. Затем подготовленное место берут в рот. Играя, воздушную струю втягивают в себя. Образуются сочные, свистящие, глиссандирующие звуки, напоминающие птичьи свисты, трели.

Наиболее сложный по изготовлению и игре из детских духовых инструментов - это дудочки, которые вырезаются из веток орешника, ивняка, рябины. Делают их дети только в мае и в начале июня, когда этелий между стволом и корой еще не подсыхает и кора легко отделяется от ствола. Наблюдения над изготовлением дудочек в естественных полевых условиях раскрывают технологию этой работы. Сначала срезается ровный сегмент ветки орешника длиной 20—30 см. и диаметром 1,5-2 см. Часть коры срезается, для того чтобы держать заготовку за ствол рукой. На коре делается от 3 до 4 пальцевых отверстий, а на верхнем конце - косой срез. Затем рукояткой ножа стучат по коре, чтобы она отслоилась и, осторожно покручивая кору, снимают ее со ствола. Та часть ствола, которую держали в руке, отрезается. На стволе по центру пальцевых отверстий по всей длине ствола прорезается неглубокий желобок. И только потом кора вставляется на свое прежнее место. Такая дудка - простейший музыкальный инструмент с фиксированным строем, с тремя-четырьмя пальцевыми отверстиями.

Свои богатые традиции есть у детской игры на деревянных и глиняных свистульках (окаринах), чаще всего в форме птиц и животных. Свистульки-окарины - это разновидность флейты со свистковым устройством. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота звучания. Свистульки-окарины настроены, как правило, в кварту (с одной дырочкой), в мажорный квартсекстаккорд или мажорное трезвучие (с двумя). Несмотря на крайне ограниченный звукоряд, детям за счет технических приемов прижатия пальцевых отверстий и разнообразия ритмического рисунка, удается исполнять оригинальные и своеобразные наигрыши. Встречается как импровизационное музицирование, так и музыкальное копирование традиционных песенных образцов произведений детского фольклора.

В детском инструментальном репертуаре встречается игра на косе. Обычно по лезвию косы выстукивают ритмические фигуры длинным гвоздем или каким-либо металлическим предметом. Также играют на «деревянке» - на полом стволе дерева или сухом полене. Ударяют двумя короткими палками поочередно, как в среднем, так и быстром темпе. На слух различаются высокие и низкие звуки как результат более сильного или слабого удара либо разных мест ударения. Исполняются как затейливые ритмические наигрыши, так и простейшие сигнальные фигуры.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Социальная работа как профессия
Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке ...

Игровые методы при изучении новой лексики
Игровые формы занятий наиболее эффективны при изучении новой лексики. Рассмотрим несколько примеров дидактических игр применяемых на уроках английского языка. При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word ...

Задания на дом
Физическое воспитание учащихся нельзя полностью осуществлять только на учебных занятиях, так как два часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний и навыков в физических упражнениях . Чтобы достичь больших успехов в обучении и в овладении учащимися учебным материалом, необходима та ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru