Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Педагогическая теория » Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки » Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Страница 3

Исследователь детского музыкального фольклора Г. Науменко обращает внимание на интонационную и содержательную схожесть многих жанров детского фольклора. Почти всеми фольклористами, отмечается также интонационная формульность календарно-обрядовых песен, позволяющая детям быстро запоминать и долго хранить их в памяти. [58, 41] Мелодика календарных песен - одна из древнейших, архаичных, раннефольклорных форм звуковыражения, напевы по звуковому объему не велики, обычно построены на многократных повторах секундовых, терцовых или квартовых попевок.

Особенности жанров российского детского фольклора: ритмо-мелодическая и структурная остинатность, их преимущественное одноголосие или спонтантанная гетерофония (часто с использованием верхнего или нижнего бурдона), неразрывная связь с речью, движением и игрой, - образуют тот же органичный, естественный фундамент, который использовал К. Орф для своего Шульверка, и на котором построены другие его национальные версии.

Обращение Орфа к корням мировой музыкальной культуры, поиск единого основания далеких друг от друга культур на фундаменте элементарной музыки являются той основой, которая обеспечивает универсальность концепции. Необходимость соблюдать лишь самые общие принципы элементарного музицирования, которые фактически являются его внутренним свойством (импровизационность, креативность, обучение в действии), обусловливает ее удивительную гибкость при адаптации к конкретным национальным условиям.

В своем чудесном разнообразии российский детский фольклор архаичен, как и детский фольклор других народов: очевидные элементы общности, типичные признаки, не зависящие от национальных черт, обнаружить несложно. Это позволяет педагогам достаточно широко использовать в музыкальном воспитании детский фольклор и других народов: семантика его интонаций и содержание понятны всем детям. Идея Орфа о «едином основании» находит здесь свое прямое воплощение.

Специального рассмотрения требует, с нашей точки зрения, вопрос об использовании орфовских инструментов в нашей музыкально-педагогической практике. Среди различных аспектов этого вопроса наиболее дискуссионными могут быть следующие: насколько органично применение инструментов вообще и орфовских, в частности, с точки зрения национальных традиций, и в какой степени оно целесообразно с педагогической точки зрения? Если отталкиваться от общеизвестного положения о песенности русской музыкальной культуры, в которой инструментальное музицирование не играло главенствующей роли, да и сама песня исполнялась без сопровождения, может сложиться впечатление, что использование любого инструментария - это скорее внешняя форма, чем внутренняя необходимость. Однако этот вопрос не однозначен для разных жанров. И тем более не однозначен для детской и взрослой музыкальной культуры.

В русской народной культуре есть особые области, где использование инструментов было принято испокон веков - это скоморошья, смеховая культура и детский фольклор. В ходу у скоморохов были гусли, гудки, свирели, рожки, сопели, погремушки, трещотки, колокольчики, дровы (шуточная разновидность ксилофона из полуполеньев). Инструментальная музыка звучала в их исполнении как самостоятельно, так и была сопровождением пляскам и хороводам, театральным представлениям. Рядом со скоморохами всегда были дети, которых не могли не привлекать красочность и веселая абсурдность, перевернутость жизни в действах скоморохов. Здесь многое было близко некоторым детским жанрам фольклора — потешкам, дразнилкам, чепуховым считалкам, игровым припевам, в которых фантазия и реальность меняются местами, веселье и смех существуют как выражение радости бытия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое о педагогике:

Проблемы развития средней школы и пути их решения
Дальнейшее эффективное функционирование и развитие общего среднего образования связано с решением следующих первоочередных проблем. Необходимо целенаправленное развитие научно-методического обеспечения системы общего среднего образования, что связано с повышением эффективности фундаментальных и при ...

Основы и методы сюжетного рисования у старших дошкольников
При обучении страших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: - разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу; - научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, накло ...

Основные направления логоритмического воздействия в системе устранения ОНР у дошкольников
Данные исследования психомоторики дошкольников с ОНР свидетельствуют о необходимости введения логоритмических занятий в систему преодоления ОНР. Анализ существующей литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о недостаточности имеющихся на сегодняшний день методик проведения логоритмическ ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru