Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Педагогическая теория » Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки » Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Страница 8

В начале занятия необходимо побеседовать с детьми о том, кто такая Весновка (девочка, которая приходит очень рано, до весны, и приносит с собой ее первые приметы). Пусть они сами рассуждают, высказывают разные мнения о том, какая она, во что одета, на кого похожа, какой у нее характер, зачем она приходит на землю? Слово «прибаутничек» также необходимо пояснить: прибаутка — это присказка, а прибаутничек — веселое, легкое развлечение с играми, приговорами, шутками.

Начать занятие можно с приговорок:

Зима задувает - Весновка согревает.

Зима снегом засыпает --Весновка землю открывает.

Зима плетет белые кружева, а Весновка распускает их на капель.

Весновка почки разрывает, Весновка птичек зазывает.

7. «Солнышко-колоколнышко» — игровая песня со звучащими жестами и шумовыми инструментами. Учащиеся стоят свободно по кругу, в центре которого разложены различные шумовые инструменты и предметы, издающие звуки (пучки нарезанной бумаги, связки крупных пуговиц, ключей и т.п.). Они поют каждую строку, сопровождая пение звучащими жестами. Учитель может исполнять партию тарелки (барабана). В конце каждой строки после свободного глиссандирования голосом дети берут инструменты, бегают и звенят ими, приговаривая последние слова: «из-за гор-горы», «красну-весну» и т.д. по тексту песни. Звук тарелки может быть условным сигналом, чтобы снова собраться в круг и продолжить пение и игру.

8. «Герасим Грачевник» - речевая ритмическая игра в форме многочастного рондо с движением. Дети располагаются в одну линию с промежутками, достаточными для того, чтобы мог пробежать ребенок. Рефрен игры «Грач зиму да расклевал»-- хоровая декламация, которая очень ритмично и четко произносится всеми детьми. Соло-эпизод произносит ребенок, стоящий в начале линии, пробегая змейкой за это время до ее конца. Каждый новый эпизод исполняет другой ребенок. Слова этой модели выучиваются в процессе игры. Аккомпанемент на ксилофонах может быть поручен сразу пяти учащимся - каждому по одной - две ноты. На ксилофонах остаются только звуки пентатоники (без звуков «фа» и «си»), и дети смогут самостоятельно выбрать любую комбинацию звуков. Нужно дать возможность поиграть свободно всем желающим, так как это будет очень интересно. «Терпкие» секундовые сочетания звучат красочно и необычно для слуха детей.

9. «Чепуха» (русская народная потешка). Очень простая для пения мелодия потешки позволяет легко придумать движения, соответствующие смыслу. Дети сами могу фантазировать, каждый ребенок по-своему, как свекла «ехала верхом», шкаф «плыл по блюду с пирожками», а беляши «топали обратно». Потешку можно разучивать со звучащими жестами, шумовыми инструментами, а также исполняя простейший тональный аккомпанемент на орф-инструментах. Эта модель позволяет с детьми исполнить речевой (а затем и вокальный) канон (см. Приложение 1, №9).

10. «Таря-Маря» (русская народная потешка). Речевая диалогическая игра для воспитания ритмического и интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое и жестовое сопровождение диалога, которое помогает рождению выразительной интонации. Учащиеся садятся полукругом лицом к учителю, который начинает рассказывать:

П.: Таря-Маря в лес ходила .

Д: В лес ходила? и т. д.

Последние две строчки можно сопровождать ритмичной или свободной аметричной игрой на любых шумовых инструментах. Очень выразительно здесь сопровождение ad libitum на ксилофонах с точным и активным исполнением ритма речи. Логичным продолжением этой речевой игры будет декламация детьми чепуховых потешек, дразнилок из русского фольклора. Можно выучить каждому по 2 веселые строчки заранее и рассказать их на посиделках. Возможно, что-нибудь смешное удастся придумать учителю вместе с учащимися спонтанно (см. Приложение 1, №10).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое о педагогике:

Литература и поэзия на уроках в ДШИ
Музыка – вид искусства, обращенный к нашему “внутреннему зрению”, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств. Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосв ...

Создание программного продукта
При выполнении проектной деятельности стандартно создаются: презентация и буклет проекта, методические и дидактические материалы. Вся изготовленная информация эффективно представляется с помощью Web – сайта. Но существуют не стандартные проекты, которые содержат разработанную программу, которую пре ...

Анализ внешней и внутренней ситуации
Большинство взрослых, интересующихся развитием своего ребенка, стараются помочь ему сделать первые шаги в математике. Не являясь специалистами в области дошкольного воспитания, они стремятся сразу научить ребенка считать и решать задачи. Но с этого ли надо начинать? В математике главное – научить м ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru