Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Педагогическая теория » Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки » Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Страница 10

Учитывая тот факт, что среди первоклассников часто больше «говорящих» детей, чем «поющих» и что на обычном уроке такие дети имеют малую возможность активно проявить себя, целесообразно использовать на занятиях простейшие музыкальные инструменты.

Нужно помнить, что «игра на музыкальных инструментах будет способствовать эффективному развитию учащихся только в том случае, если она вводится в процесс обучения систематически и понимается учителем как активно-познавательная практика». Цель введения инструментов - помочь детям в интересной и доступной им деятельности творчески обогатить свой музыкальный опыт, элементы которого они приобретают во всех разделах урока.

Так, постепенно усваивая характерные ладовые интонации, ученики первого класса должны не только их слышать, по возможности чисто интонировать, вокально импровизировать на ступенях, образующих выразительную интонацию, но и музицировать на этих ступенях, например, сочинять различные по настроению «зовы птиц»: грустный, беспечный, озабоченный. При выполнении заданий такого типа учащиеся могут в самой элементарной форме понять и установить взаимосвязь между конкретным художественным образом (на передачу которого направлены действия) и средства и его воплощения.

Эти навыки углубляются в работе над песенным материалом, где также возможны разнообразные творческие задания. Например, сочинить ритмическое сопровождение, вступление, выбрать инструмент, звучание которого соответствует характеру конкретного произведения и т. д. Во всех случаях дети должны обосновать свой выбор и замысел.

При разнообразном и систематическом использовании инструментов на занятиях учащиеся со временем успешно справляются с поставленными перед ними заданиями. Так, второклассники с большим интересом относятся к сочинению вариаций на тему хорошо им знакомой русской народной песни «Скок, скок, поскок». Дети сочиняют на звуковысотных инструментах две равные по характеру вариации (мелодия одной — подвижная, легкая — исполнялась на металлофоне, а другая - протяжная, медленная — на ксилофоне); затем к каждой из них были придуманы двухголосные ритмические партитуры. Образцом творчества для этого задания послужила ранее разобранная в классе тема к вариациям на мелодию известной детям русской народной песни «Как у наших у ворот». Надо отметить, что детский музыкальный фольклор вызывает большое оживление у школьников при выборе инструментов. Знакомые песенки «Заинька», «Лиса», «Солнышко», «Скок, скок, поскок» и другие мы предлагаем детям не только петь, но и подбирать на металлофоне, ксилофоне. К одним песням школьники сами сочиняют ритмическое сопровождение, к другим - играют то, что предлагает учитель. К некоторым из названных песен мы давали два-три варианта сопровождения, каждый из которых исполняли разные группы ребят. Такие песни, наряду с другими произведениями, служат основой формирования элементарных представлений о вариационной форме.

Ученикам третьего года обучения мы давали более сложную задачу, которую они решали индивидуально, то есть каждый по-своему. Им предлагалось сочинить рондо, конечно, достаточно элементарное, но с ритмически-шумовым рефреном в характере русской плясовой и с мелодическими эпизодами: первым и вторым эпизодами - в характере русской лирической песни. Шумовое ритмическое сопровождение к каждому эпизоду исполнялось «автором» на обоснованно выбранном им инструменте.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Другое о педагогике:

Социально-педагогические идеи 20–30-х гг. ХХ в
Особый интерес состояние педагогической мысли России 20–30-х гг. ХХ века представляет для статуса социального воспитания как научной категории. Многие педагоги этого периода творчески развили концепцию социального воспитания, изучили вопросы подготовки молодежи к жизни, исследовали особенности микр ...

Анализ методов преподавания курса "МПИ" с позиции студента
Следующий шаг включает в себя: применение полученной методики к анализу отчётов студентов группы ПМ – 42 (2002 г.) по трём определённым темам курса "МПИ"; обработка результатов анализа; представление в виде гистограмм полученных данных (схема 2) сравнение с Мастерской оценкой этих же отчё ...

Виды и особенности использования игровых методов обучения
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспальк ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru