Учитель:
Четвертым направлением модернизма, с которым мы сегодня познакомимся, является футуризм. Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. «будущее»). Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу" футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.
Вот вам один из примеров стихотворений этого направления.
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб? .
В. Маяковский.
Учитель:
Кто автор этого стихотворения?
Ученик:
В.В. Маяковский.
Учитель:
Как вы определили, что это Маяковский?
Ученик:
Стихотворение-вызов имеет своеобразную форму стихосложения, новые образы-метафоры.
III
. Проверка заполнения опорного конспекта.
Итак, ребята, мы познакомились с 4 направлениями Серебряного века. Прослушав меня, вы должны были заполнить конспект. Проверьте правильность ответов.
Ребята, поднимите руки, кто все правильно сделал, а те, кто ошибся, исправьте недочёты.
IV
. Организация групповой работы.
А теперь я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Вам предлагается стихотворение одного из авторов, проанализировав которое, вы должны будете определить, к какому направлению модернизма относится, кто его автор, какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение, подтвердить свой ответ доказательствами. На выполнение работы вам дается 10 минут.
(На доске представлены названия 4-х направлений модернизма, портреты поэтов, репродукции картин).
Задание 1 группе
Сжала руки под темной вуалью .
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот .
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
А. Ахматова.
1911 г.
Вопросы для анализа:
1. О чем это стихотворение?
2. Какие изобразительно-выразительные средства позволяют понять состояние героев? Приведите примеры.
3. Как глаголы помогают нам понять их чувства?
4. Как вы понимаете последние слова героя?
Задание 2 группе
Стихи о прекрасной даме
Вхожу я в темныe храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
А. Блок.
Вопросы для анализа:
1. О чем это стихотворение?
2. Каково основное настроение стихотворения, интонация прочтения.
3. Попытайтесь «прочитать» его образы.
4. Какие слова создают образ Прекрасной Дамы?
5. В чем тайна его музыкальности? (какие звуки создают музыку стиха)
Задание 3 группе
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С. Есенин.
1916 г.
Вопросы для анализа:
1. О чем это произведение?
2. Какие образы помогают поэту выразить идею стихотворения?
3. Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
Другое о педагогике:
Урок закрепления изучаемого материала
Основная цель этого урока заключается в закреплении и осмыслении изученного в виде более соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Стержнем педагогического пути достижения цели такого урока является не изучение учащимися нового материала, не их теоретическая самостояте ...
Выявление уровня сформированности операций логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №7, которая состояла из трех этапов: констатирующего формирующего контрольного Для экспериментальной работы были отобраны дети старшего дошкольного возраста в количестве 7 человек, примерно одного уровня развития по рекомендации психолога и в ...
Проблема формирования интереса к изучению русского языка в
школе
Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальн ...