Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Педагогическая теория » Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи » Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Страница 1

В современной логопедии выделяют две основные классификации, которые взаимосвязанны друг с другом - медицинская или клиническая и психоло-педагогическая.

Клиническая классификация, разработанная Мастюковой Е.М., делится на три основные группы:

– неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение ЦНС. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями»;

– осложненный вариант общего недоразвития речи, когда речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов (синдром повышенного черепного давления, синдромы двигательных расстройств);

– грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, это дети с моторной алалией.

Психолого – педагогическая характеристика разработана Левиной Р.Е. В основе этой классификации лежит выделение признаков речевой недостаточности, необходимых для осуществления единого педагогического подхода.

Рассмотрим психолого-педагогический подход, предложенный Левиной Р.Е. (1968). В своих исследованиях она разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Левина Р.Е. выделила три уровня речевого развития, в которых отражается состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи, а также раскрываются специфические закономерности, характеризующие переход от низкого уровня развития к более высокому.

Первый уровень речевого развития (так называемые «безречевые дети») характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.

Свою речь дети сопровождают мимикой и жестами. Однако она остаётся непонятной для окружающих. Интонация и жесты обозначают разницу значений, когда словесные средства, в свою очередь, обозначают и предмет, и действие, и качество.

Одновременно с лепетными словами и жестами дети могут пользоваться и отдельными словами. Однако, как правило, эти слова еще недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях.

Для таких детей характерна многозначность употребляемых слов. Фразой на этой стадии речевого развития дети почти не владеют. Стараясь рассказывать о каком-либо событии, дети произносят отдельные слова, иногда одно-два искаженных предложения.

По мнению Левиной Р.Е., пассивный словарь детей, находящихся на первом уровне речевого развития, значительно шире активного. Специальные исследования показывают, что в действительности «безречевые» дети часто понимают обращенную к ним речь только на основании подсказывающей ситуации, многих слов они совсем не понимают.

Отличительная черта речевого развития этого уровня - ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

В произношении детей I уровня речевого развития противопоставляются друг другу лишь гласные-согласные, ротовые-носовые, взрывные-щелевые. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии: задача выделения отдельных звуков для ребенка с таким развитием речи непонятна и невыполнима.

Дети I уровня речевого развития не воспринимают грамматических изменений слова. Они не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных, прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

Звуковой состав одного и того же слова непостоянен, артикуляция звуков может меняться, способность воспроизводить слоговые элементы слова, нарушена. На уровне лепетной речи звуковой анализ недоступен, задача выделения звуков часто непонятна сама по себе.

Переход ко второму уровню речевого развития определяется как «начатки общеупотребительной речи».

На этом уровне дети пользуются местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети в состоянии ответить на вопросы по картине, связанные с семьей или знакомыми событиями повседневной жизни, но пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов.

Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: они не знают значение многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий, не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Проблема оценки отношений подростка с классом в психолого-педагогической литературе
Интенсивное развитие общения детей со сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношения с окружающими людьми. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для п ...

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия по курсу «Введение в психологию» по теме «Ощущение и восприятие»
Целевое назначения занятия Цель занятия: актуализация знаний о психических познавательных процессах ощущение и восприятие. Задачи занятия: закрепить понятия ощущения и восприятия как сенсорных процессов; определить различие и взаимосвязь ощущения и восприятия как сенсорных процессов; практически ис ...

Эффективность реализации мероприятий по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения
Разработка мероприятий по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» является необходимым условием выполнения ведущей миссии учреждения дополнительного образования - развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, способствующего ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru