Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Педагогическая теория » Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи » Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Страница 2

Составляя рассказ по картинкам или по вопросам, такие дети пользуются короткими, хотя и грамматически более правильными фразами, чем дети первого уровня. При усложнении речевого материала, а также при необходимости употреблять слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко, можно обнаружить недостаточную сформированность грамматического строя речи.

Понимание обращенной речи значительно развито за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от первого уровня), дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений, а так же нарушение произношения мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Дети не способны правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

Так же отмечается недостаточность фонематического слуха – дети не подготовлены к освоению навыков звукового анализа и синтеза.

Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый - III уровень речевого развития, что позволяет расширить их речевое общение с окружающими.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. характеризуют третий уровень речевого развития как наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития при относительно благополучном понимании речи.

Для речи таких детей характерно то, что один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы, нестойкие замены - звук в разных словах произносится по-разному, а так же смешение звуков - изолированно ребенок произносит звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения.

Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей очевидностью это проявляется при изучении активного словаря.

Р.Е. Левина характеризует лексику детей третьего уровня ОНР как неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов на фоне сравнительно развернутой речи. В активном словаре таких детей преобладают существительные и глаголы, употребляется мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий.

Тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Некоторые слова, хотя и знакомые детям, оказываются еще недостаточно закрепленными в речи вследствие редкого их употребления, поэтому при построении предложений дети стараются обходить их, тем самым испытывая большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их сверстники.

Ошибки в предложениях не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Среди лексических ошибок наиболее часто выделяются такие, как замена названия части предмета названием целого предмета, замена названий профессий названиями действия, замена видовых понятий родовыми и наоборот.

По мнению Ткаченко Т. А, обедненность лексических значений, многократное использование одинаково звучащих слов в разных оттенках значений делает свободную речь детей бедной и стереотипной.

Так же в речи детей отмечаются аграмматизмы, которые выражаются, как ошибки в согласовании: числительных с существительными, прилагательных с существительными, а так же ошибки в роде, числе и падеже.

Необходимо отметить и недостаточную сформированность грамматических форм языка - ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении

Изредка возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола.

Чаще всего, на этом уровне речевого развития страдает понимание оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Развитие тестирования в зарубежных странах
Становление тестов в психологии, образовании и армии. Появление педагогических тестов за рубежом нередко связывают с именем французского врача и психолога А. Бине. Его работа по диагностике интеллектуальных способностей, вышедшая в 1905 г., считается точкой отсчета в становлении основных науч­ных п ...

Основы и методы сюжетного рисования у старших дошкольников
При обучении страших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: - разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу; - научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, накло ...

Педагогические условия формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей
Условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного ( ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru