Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Педагогическая теория » Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи » Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Страница 3

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что при III уровне общего недоразвития речи у детей, на фоне сравнительно развернутой речи, наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов, в активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Так же сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, а так же нетвердое овладение многими грамматическими формами.

В 2001 году Филичева Т.Б. выделила четвертый уровень общего недоразвития речи, к которому относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.

В речи детей отмечаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости: элизии (выпадение звуков и слогов), пропуски слогов, парафазии (грубое искажение слов), персеверации (многократные повторения), а так же добавления слогов и звуков.

Отмечается впечатление общей смазанности речи за счет недостаточной выразительности, в сочетании с вялой артикуляцией и нечеткой дикцией.

В лексических ошибках преобладают замены слов, близких по ситуации и смешения признаков.

У детей выявляется незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер. Если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно.

При IV уровне речевого развития отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. Наиболее ярко эти особенности выступают в сравнении с нормой.

В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок наблюдаются нарушения логической последовательности, "застревание" на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что устная речь ребенка с IV уровнем речевого развития в целом максимально приближена к норме. Наблюдаются единичные ошибки, связанные с неточностью употребления отдельных слов, некоторых падежных окончаний и предлогов, ошибки словообразования.

Выводы по первой главе

Ведущим направлением научных интересов является понимание психофизиологических и психологических механизмов языковых и речевых процессов, их структуры. Вопросу развития лексики посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается в различных аспектах.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности, когда освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется и на основе усвоения большего количества правил и закономерностей языка, происходит формирование лексической и словообразовательной систем.

Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, являясь одним из главных показателей его общего развития. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная речь, которая появляется сначала при пересказе ребенком сказок и рассказов. Школьный период характеризуется овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку. В этот период дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний, а ведущая роль принадлежит новому виду речи - письменной речи.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. ОНР возникает не само по себе, а как следствие воздействия анатомо - физиологических особенностей, а так же вследствие влияния психологических и социальных факторов в различные периоды развития ребенка.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Пионерское движение – способ воспитания социальной активности детей
В 1921 г., в условиях НЭПа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. В этих условиях численность комсомола сократилась почти в два раза: с 482 тыс. ...

Теоретические основания введения профильного обучения
Обобщение научных подходов показывает, что обучение на старшей ступени должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию, определяемую самим учащимся. Так, деятельностный подход обосновывает, что способности развиваются в деятельности. При этом согласно личностно ориентированному, ...

Классификация вопросов анкеты
Вопросы о фактах отражают действия людей в настоящем и в прошлом, а также результаты этих действий (например, участие в соревнованиях и показанные результаты). С помощью вопросов о фактах можно получить так называемую событийную информацию (В.А. Ядов, 1968), основанную на том, что знает и помнит ре ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru