Актуализация значения производного слова путём замены или добавления аффикса

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Актуализация значения производного слова путём замены или добавления аффикса

Страница 1

Представленные ранее неологизмы демонстрируют стремление ребёнка заменить непроизводное обозначение явления или предмета действительности производной номинацией и отразить в формальной оболочке слова основные смысловые компоненты. Вторая группа новообразований интересна тем, что ребёнок видоизменяет структуру языковой единицы и употребляет аффикс, являющийся, по его мнению, единственно верным для выражения того значения, которое передаётся словом.

Следует отметить, что некоторые неологизмы являются грамматически обусловленными словоформами, поэтому нами предварительно была проведена работа по восстановлению начальной формы слова, опираясь на которую далее осуществлялся анализ новообразований.

Заберёзовик - подберёзовик

В существительные с префиксом за - и суффиксом - ник - называют "нечто, находящееся позади того, что названо мотивирующим словом: загубник". По мнению ребёнка, гриб растёт (находится) не под берёзой (как под домом, под подушкой и т.д.), а за ней, поэтому значение актуализируется путём замены аффикса под - префиксом за-. Один из элементов смысла становится элементом формы, и появляется слово заберёзовик.

Нашейник - ошейник

Поскольку данный предмет надевается "на шею" собаке, префикс о - заменяется приставкой на - в связи с тем, что существительные с префиксом на - и суффиксом - ник - называют "предмет, находящийся или предназначенный находиться на поверхности того, что названо мотивирующим словом: намордник, наколенник, наглазник, нагрудник".

Обдуванчик - одуванчик

Можно предположить, что для ребёнка слово одуванчик является производным (ср. точку зрения А.Н. Тихонова о непроизводности данной единицы), потому что называет цветок, на который нужно не "дуть”, а который нужно "обдувать” или можно "обдуть”. Мы считаем, что в данном случае ребёнок заменяет приставку о - в мотивированном для него слове на префикс об - для выражения значения "причинить ущерб" кому - или чему-нибудь.

Поскольку слово одуванчик является непроизводным, мы не говорим о замене ономасиологического признака в гипотетической словообразовательной цепи *обдуванчик ← обдувать (вместо *одувать) ← обдуть (вместо *одуть) ← дуть. Нам кажется, что в данном случае наблюдается актуализация значения деривата (по мнению ребёнка) путём добавления аффикса.

Обжалела (*обжалеть) - пожалела

В РГ-80 одно из значений приставки об - предполагает, что глагол обозначает действие, которое совершается "интенсивно, со всех сторон". Желая показать, что жалеть уже достаточно, ребёнок употребляет новое слово обжалеть, тем самым актуализируя компоненты "интенсивно" и "со всех сторон" заменой приставки по - на префикс об-.

Неконечная история - бесконечная история.

Предположив, что ребёнку известно слово бесконечный, которое толкуется как "не имеющий конца", мы можем говорить об актуализации семантики путём замены префикса бес - приставкой не - для формального выражения частицы не из дефиниции лексемы.

Плакуница - плакса.

Стремление выразить значение женскости в выявленном контексте приводит к тому, что у существительного "общего рода" плакса происходит замена финали, в составе которой отчётливо выделяется компонент - иц-, служащий для образования наименований лиц женского пола. Компонент ун - в данном случае следует признать субморфом, т.к. сомнительно, что ребёнок знает диалектное слово плакун - "человек, который часто и много плачет".

Бородастый - бородатый.

Полосастый - полосатый.

Можно предположить, что дети уже знакомы со словами зубастый, горластый, ушастый и под. и могут объяснить внешнее отличие предмета, обладающего данным признаком, от другого.

Объяснить возникновение слов бородастый и полосастый поможет обращение к РГ-80, в которой отмечено, что в прилагательных данного типа "акцентирована интенсивность выраженного признака и часто ярко выражена стилистическая окраска фамильярности", в отличие от слов бородатый и полосатый, суффикс - ат - в которых обозначает только наличие признака. Поэтому, увидев человека с очень большой бородой или животное с большим количеством полос на шерсти, ребёнок заменяет суффикс - ат - суффиксом - аст - для актуализирования "интенсивности" выражаемого признака.

Скакач - скакун.

Ребёнку уже известны слова бегун, хохотун, ревун, в которых суффикс - -ун - имеет субъективное значение. Так как синонимичный суффиксу - ун - суффикс - ач - может выражать и неличные значения (пугач, секач, тягач), то появление слова скакач можно объяснить стремлением ребёнка противопоставить человека (т.е. лицо) животному (т.е. не-лицу).

Кириллей - Кирилл

Ребёнок замечает характерную и типичную финаль во "взрослом" варианте имён Андрей, Сергей, Матвей, Алексей и под. Можно предположить, что компонент - ей - осознаётся им как суффикс, показывающий, что это имя взрослого человека (ср. недоумение: "А я буду Кириллей". - "Нет, ты будешь Кирилл". - "Что ли я не вырасту?").

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста
сюжетный ролевой игра дошкольник Проблема сюжетно-ролевой игры как основного вида деятельности - одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике. Существуют различные концепции, которые пытаются раскрыть природу, движущие силы, возможности, особенности сюжетно-ролевой игр ...

Проблемы развития средней школы и пути их решения
Дальнейшее эффективное функционирование и развитие общего среднего образования связано с решением следующих первоочередных проблем. Необходимо целенаправленное развитие научно-методического обеспечения системы общего среднего образования, что связано с повышением эффективности фундаментальных и при ...

Познавательная деятельность, как условие развития младшего школьного возраста
Познавательная деятельность включает в себя: познавательные интересы, познавательные процессы, познавательную активность, которые в свою очередь включают в себя познание окружающего мира: в игре, в труде, на прогулках, на занятиях, в общении с взрослыми и со сверстниками, путем осуществления воспри ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru