Актуализация значения производного слова путём замены или добавления аффикса

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Актуализация значения производного слова путём замены или добавления аффикса

Страница 2

Продавательница - продавец

Так как ребёнком уже была создана номинация продаватель, то в данном случае наблюдается актуализация и уточнение значения слова путём добавления суффикса - ниц-, с помощью которого создаются обозначения для лиц женского пола (ср. узуальные существительные свидетельница, слушательница, читательница и под.).

Врачка - врач

Идентичная выше описанной ситуация, при которой происходит актуализация и уточнение значения слова путём добавления суффикса - к-, с помощью которого также создаются обозначения для лиц женского пола (ср. узуальные существительные студентка, соседка и под.).

Обкупированные (*обкупировать) - купированные

Поскольку зафиксированный неологизм является страдательным причастием прошедшего времени, следует обратиться к потенциальному производящему глаголу *обкупировать. Одно из значений приставки об - в русском языке - "причинить ущерб кому-нибудь с помощью действия, названного мотивирующим глаголом" . Ребёнок выражает это значение путём не замены, но добавления приставки для актуализации смысла, т.к., по его мнению, собаке "был причинён ущерб, когда ей купировали уши”.

Полюбимся (полюбиться) - обнимемся, поцелуемся

В данном случае для ребёнка актуальна обоюдность действия "любить”, его взаимонаправленность. В русском языке достаточно много слов, в которых заключено такое значение: целоваться, ругаться, ссориться. Подсознательно ребёнок понимает, что подобные слова членимы, и безошибочно выделяет постфикс - ся со значением "взаимонаправленности", который и добавляет к мотиватору полюбить.

Ныряться - нырять

Как и в случае, указанном выше, ребенок актуализирует значение слова при помощи постфикса - ся, в этом контексте обозначающего совместность действия (ср.: мириться, обниматься), так как для ребёнка четырёх лет осуществление данного действия ("нырять”) не может происходить без контроля со стороны взрослых.

Помернул (*помернуть) - умер

В РГ-80 указывается, что одно из значений суффикса - ну - "однократность совершаемого действия, названного мотивирующим глаголом: махнуть, толкнуть". Шестилетняя девочка делает вывод о том, что умереть можно только один раз, и актуализирует это значение добавлением суффикса (заменой нулевого суффикса - в научной интерпретации) у глагола в форме мужского рода прошедшего времени.

Отлётность - отлёт.

Появление в речи ребёнка слова отлётность объясняется закономерностью, которую выявляет С.Н. Цейтлин: в детской речи "очень много существительных на - ость" (ср. "Трое из Простоквашино" Э. Успенского: волосатость повысилась), заменяющих собой узуальную единицу с нулевой аффиксальной морфемой.

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Проблема оценки отношений подростка с классом в психолого-педагогической литературе
Интенсивное развитие общения детей со сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношения с окружающими людьми. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для п ...

Развитие тестирования в зарубежных странах
Становление тестов в психологии, образовании и армии. Появление педагогических тестов за рубежом нередко связывают с именем французского врача и психолога А. Бине. Его работа по диагностике интеллектуальных способностей, вышедшая в 1905 г., считается точкой отсчета в становлении основных науч­ных п ...

Техническая подготовка: сущность, задачи, методы и средства
При повышении уровня силовых и скоростных качеств, структура движений футболиста при взаимодействии с мячом может значительно измениться, поэтому необходимо параллельно развитию двигательных качеств осваивать технические элементы. Развитие физических качеств и освоение техники - два тесно взаимосвя ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru