Актуализация значения производного слова путём замены или добавления аффикса

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Актуализация значения производного слова путём замены или добавления аффикса

Страница 2

Продавательница - продавец

Так как ребёнком уже была создана номинация продаватель, то в данном случае наблюдается актуализация и уточнение значения слова путём добавления суффикса - ниц-, с помощью которого создаются обозначения для лиц женского пола (ср. узуальные существительные свидетельница, слушательница, читательница и под.).

Врачка - врач

Идентичная выше описанной ситуация, при которой происходит актуализация и уточнение значения слова путём добавления суффикса - к-, с помощью которого также создаются обозначения для лиц женского пола (ср. узуальные существительные студентка, соседка и под.).

Обкупированные (*обкупировать) - купированные

Поскольку зафиксированный неологизм является страдательным причастием прошедшего времени, следует обратиться к потенциальному производящему глаголу *обкупировать. Одно из значений приставки об - в русском языке - "причинить ущерб кому-нибудь с помощью действия, названного мотивирующим глаголом" . Ребёнок выражает это значение путём не замены, но добавления приставки для актуализации смысла, т.к., по его мнению, собаке "был причинён ущерб, когда ей купировали уши”.

Полюбимся (полюбиться) - обнимемся, поцелуемся

В данном случае для ребёнка актуальна обоюдность действия "любить”, его взаимонаправленность. В русском языке достаточно много слов, в которых заключено такое значение: целоваться, ругаться, ссориться. Подсознательно ребёнок понимает, что подобные слова членимы, и безошибочно выделяет постфикс - ся со значением "взаимонаправленности", который и добавляет к мотиватору полюбить.

Ныряться - нырять

Как и в случае, указанном выше, ребенок актуализирует значение слова при помощи постфикса - ся, в этом контексте обозначающего совместность действия (ср.: мириться, обниматься), так как для ребёнка четырёх лет осуществление данного действия ("нырять”) не может происходить без контроля со стороны взрослых.

Помернул (*помернуть) - умер

В РГ-80 указывается, что одно из значений суффикса - ну - "однократность совершаемого действия, названного мотивирующим глаголом: махнуть, толкнуть". Шестилетняя девочка делает вывод о том, что умереть можно только один раз, и актуализирует это значение добавлением суффикса (заменой нулевого суффикса - в научной интерпретации) у глагола в форме мужского рода прошедшего времени.

Отлётность - отлёт.

Появление в речи ребёнка слова отлётность объясняется закономерностью, которую выявляет С.Н. Цейтлин: в детской речи "очень много существительных на - ость" (ср. "Трое из Простоквашино" Э. Успенского: волосатость повысилась), заменяющих собой узуальную единицу с нулевой аффиксальной морфемой.

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Нетрадиционные уроки в начальной школе
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными урокам ...

Психологический аспект преподавания сольфеджио: особенности детской психологии и мышления и их влияние на процесс обучения
сольфеджио преподавание урок музыкальный Как правило, в ДМШ дети поступают в том же возрасте, в котором идут в общеобразовательную школу – с 6–7 лет, хотя прием в первый класс духового отделения (в связи со спецификой игры на данных инструментах, требующей большей физической подготовки) ведется сре ...

И.Г. Песталоцци о принципе природосообразности
В отличие от своего предшественника Яна Коменского, стремившегося научить «всех и всему» И.Г. Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности его с возможностями ученика. Вероятно, это связано с тем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из обеспеченных и б ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru