Методы исследования детей группы риска в предшкольный период

Педагогическая теория » Диагностика детей группы риска в предшкольный период » Методы исследования детей группы риска в предшкольный период

Страница 8

Ниже представим набор диагностических заданий, используемых в процессе индивидуального изучения детей.

Задание № 1. - "Изготовление аппликации" (методика Н.А.Цирулик)

Назначение задания: диагностика умения детей анализировать условия предъявленной задачи, в данном случае практического характера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полу­ченный результат.

Организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с изобра­жением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры (4 квадрата – 2см х 2 см., 4 прямоугольных равнобедренных треуголь­ников с катетом в 2 см., все одного цвета).

Работа состоит из двух частей: 1 часть - выполнение задания, 2 часть - оценка учеником выполненного задания и в случае необ­ходимости переделка работы - изготовление новой аппликации.

Инструкция к 1 части работы: "Перед тобой контур какого-то предмета. Как ты думаешь, что это такое?" Ребенок: "Лодочка". Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения".

Инструкция ко 2 части работы: "Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравится она тебе? Красивая получилась? Все ли ты сделал правильно?" Если ученик сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертания контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли он сделать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного ответа педагог не настаивает на этом.

Оценка выполнения аппликации. При оценке учитываются:

а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняется на основе первоначального обдумывания, планирования размещения геометрических фигур или без планирования, методом проб и ошибок);

б) рациональность размещения фигур;

в) критичность в оценке выполненного задания;

г) желание, готовность исправить допущенные ошибки самосто­ятельно;

д) темп деятельности при выполнении задания.

1-й уровень - фигуры выложены правильно и быстро (ученик мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).

2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик работал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе работы сам себя корректировал.

3-й уровень - только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания: при оценке работы ошибок не за­мечает, но когда учитель обращает на них внимание, готов их испра­вить.

4 уровень - контур заполнен хаотично, большинство геометричес­ких фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются, жела­ния сделать лучше при указании на них нет.

Задание № 2. - Продолжение орнамента.

Назначение задания - установить способность ребенка к ана­лизу и синтезу зрительно воспринимаемой и индивидуально предъявленной информации, осознанию закономерностей, к удержанию учебной задачи и ее условий в процессе деятельности, восприимчивость к помощи.

Организация работы. Для работы заранее на отдельных карточках готовятся варианты орнамента.

Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на пред­ставленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен буквами), для удобства в работе карточка, на которой нарисован орнамент наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт для каждого нового ученика вставляется лист, на котором выполняется задание.

Варианты задания предъявляются последовательно - от первого, наиболее сложного, к третьему, самому простому. Если ребенок спра­вляется с первым вариантом, предъявлять следующие варианты нет необходимости. Второй и далее третий вариант задания предъявля­ются только в тех случаях, когда ребенок не справляется с предыдущим. Второй и третий варианты уже в самом своем содержании име­ют последовательно возрастающие элементы помощи ребенку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в величине фигур- 2 вари­ант орнамента, или снимая их вовсе).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другое о педагогике:

Правила составления тестовых заданий
1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа. 2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения. 3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль. 4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «вс ...

Организация игры. Роль и место преподавателя в дидактических играх
Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от преподавателя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в нее, заинтересовать. Что для этого необходимо и как это сделать? 1. При игре недопустимы отношения, которые существуют в условиях репродуктивного обучения ...

Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориент ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru