Методы исследования детей группы риска в предшкольный период

Педагогическая теория » Диагностика детей группы риска в предшкольный период » Методы исследования детей группы риска в предшкольный период

Страница 9

Инструкция: «Рассмотри внимательно орнамент и продолжи его».

Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только правильность воспроизведения заданных в образце последовательных различий между составляющими орнамент фигурами (различия в вели­чине, форме, цвете фигур).

1-й уровень - правильно выполняется 1 вариант задания.

2-й уровень - правильно выполняется 2 вариант задания.

3-й уровень - ребенок смог правильно выполнить лишь третий вариант задания.

4-й уровень - даже третий вариант задания ребенок правильно выполнить не смог.

Задание №3. - Классификационный анализ сюжетной картинки (методика Ю.Н. Вьюнковой).

Назначение задания: определить уровень развития аналитико-синтетических способностей ребенка, его умения анализировать, обобщать, классифицировать наглядно воспринимаемую информацию: находить общие и отличительные признаки изображенных предметов, осознавать основания различий, классифицировать эти предметы с опорой на существенные признаки.

Организация работы. В задании используется любая сюжетная картинка. Это может быть городской, сельский пейзаж, особенности жизнедеятельности людей и прочее. Важно, чтобы в картинке было мно­го разнообразных объектов (например, дома, люди, животные, техника, растительность и т.д.).

Задание состоит из двух частей: первая часть - обучающая, введение в экспериментальную ситуацию; вторая - выполнение задания. В случае затруднений ребенку оказывается помощь.

В первой части - обучающей - ребенок учится выполнять клас­сификацию известных ему реальных предметов. При этом учитель под­водит его к пониманию того, что сходные предметы можно назвать одним обобщающим словом. Выполняются несколько упражнений с прив­лечением ряда обобщающих понятий, например, таких как "мебель", "учебные вещи", "посуда". К выполнению второй части задания можно переходить, если педагог убедился, что ребенок понял, что от него требуется.

Инструкция ко второй, основной части задания: "Рассмотри картинку внимательно и назови предметы, которые можно объединить в одну группу. Дай общее название этой группе предметов, как мы сей­час делали"

Оценка классификационного анализа:

1-й уровень - дети легко выделяют отдельные предметы, опираясь на их общие, существенный признаки и дают этой группе обобщенное в понятии название: "растения", "транспорт", "люди", "домашние животные" и проч.

2-й уровень - дети выделяют предметы в группу правильно, однако, обобщенное понятие в основном дается ими по функциональному признаку: "что носят", "что едят", "что движется" или дать общее наз­вание группе ребенок затрудняется. На оказываемую помощь легко откликаются.

3 уровень - разные предметы объединяются детьми по ситуативному признаку (людей объединяют с домом - "они здесь живут", животных объединяют с растительностью - "они это любят"), направляющая, обу­чающая помощь воспринимается с трудом.

4-й уровень - дети при классификации объединяют разные предметы по несущественному признаку (цвету, величине) или называют отдель­ные предметы без какой-либо группировки.

Задание №4. - Повторение ребенком прохлопанного ритма (ме­тодическая инструментовка Н.В. Нечаевой).

Назначение задания: выявить уровень звуковой дифференциации на несловесном материале, умение устанавливать временные отноше­ния в заданной группе звуков.

Организация работы: предлагаются последовательно 3 ритма, сос­тоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ребенок повторяет ритм после каждого прохлопывания экспериментатором.

Инструкция: "Я сейчас прохлопаю ритм, а ты его после меня повтори точно так же".

Оценка повторения ритма.

1 уровень - повторил точно все три ритма;

2 уровень - повторил точно 2 ритма;

3 уровень - правильно повторил один ритм; не повторил ни одного ритма.

4 уровень - не повторил ни одного ритма правильно.

Задание № 5. - Последовательное называние ("чтение") цвет­ных кружков (методическая инструментовка приема Н.В.Нечаевой).

Назначение задания: выявить готовность к обучению чтению (способность глаза следовать по упорядоченному ряду знаков и умение ребенка без ошибок этот ряд называть).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другое о педагогике:

Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы
Третьей задачей экологического образования является формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами. Важнейшей характеристикой экологичной личности является стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое, с позиций экологическо ...

Разработка концепции курса
В результате анализа существующих аналогов учебных программ сделан вывод, что в существующем курсе по дисциплине «Формообразование» не выстроен в полной мере логический переход от изучения плоских композиций к работе с объемом в пространстве. Необходимость данного перехода обусловлена в целом межпр ...

Уровень образовательной мотивации учащихся
Критериями сформированности образовательной мотивации учащихся выступают: · доминирующая группа мотивов образовательной деятельности учащегося. Мотивация к определенной деятельности у данного индивида – это совокупность стойких и достаточно сильных мотивов; · степень активности учащегося в образова ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru