Метод активизации возможностей личности и коллектива

Страница 6

Нужно построить учебный процесс так, чтобы отношение к объекту, изучаемому предмету, оформлялось через отношение к другому человеку: соученику, учителю, а отношение к другому – через третьего, а не через объект, – это значит обеспечить слияние общения – обучения. Тогда в центре педагогического процесса оказывается не отношение к объекту, а отношение людей друг к другу по поводу объекта.

Для преподавателя интенсивного обучения это особо важное качество, так как он должен уметь строить общение в учебной группе по типу реального общения, «вплетая» в этот контекст неформального личностного общения учебный материал, упражнения.

Принцип игровой организации. Преподаватель создает упражнения для решения конкретных учебных задач на определенном языковом и речевом материале, а затем комбинирует их в сценарии занятия. Коммуникативные задания в упражнениях формулируются как естественные жизненные ситуации, исходя из конкретного языкового и речевого материала, который запланирован преподавателем для определенного этапа его отработки. Постоянная смена ролей и ситуаций на занятиях способствует поддержанию мотивации речевых действий учащихся при большом количестве повторений одних и тех же языковых единиц и грамматических явлений, что является необходимым условием для формирования прочного и гибкого речевого навыка.

Игры, ролевые игры весьма разнообразны, но хотелось бы привлечь внимание к таким формам группового общения как круглый стол, групповая дискуссия, мозговой штурм. Наибольший интерес, особенно для продвинутого этапа обучения, представляет групповая дискуссия. Именно в ходе групповых дискуссий контекст общения создается самими учениками, и поэтому процесс смыслообразования предстает в своем, так сказать, первозданном виде. Это свободное смыслообразование стимулирует дальнейшее общение и, соответственно, ведет за собой речевую активность участников .

Опыт интенсивного обучения по методу активизации позволяет сделать вывод о больших потенциальных возможностях и целесообразности использования ролевого общения в обучении. Эта идея была поддержана лингвистами, утверждающими, что фактор ролевого обучения языку становится одним из существенных учебных приемов в достижении цели приобретения достаточной речевой компетенции .

Процесс обучения иноязычному речевому общению – это двусторонний процесс, в котором многое приобретает не только учащийся, но и учитель. (Г.А.Китайгородская. с.63) Принцип коллективного взаимодействия определяет такой способ организации учебного процесса, при котором: учащиеся активно общаются друг с другом, обмениваясь учебной информацией, расширяя за счет этого свои знания, совершенствуя умения и навыки; между участниками складываются благоприятные взаимоотношения, служащие условием и средством эффективности обучения и творческого развития каждого; условием успеха каждого является успех остальных. То есть особую значимость приобретает вопрос о типах учебного взаимодействия. В методической системе используются многие различные способы учебного взаимодействия, дополняющие друг друга и придающие учебной деятельности коллективный характер. Среди них следующие:

1. одновременная работа в парах, диадах;

2. одновременная единая или дифференцированная работа в триадах;

3. одновременная единая или дифференцированная работа в микрогруппах по четыре человека;

4. работа в командах, две микрогруппы;

5. учащийся – группа;

6. преподаватель – группа;

7. преподаватель – микрогруппа.

Недостаточно дать ребятам указание работать вместе. Необходимо, как подчеркивает Р.Славин, чтобы у них была действительно серьезная заинтересованность в успехе друг друга. Кроме того, поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным учеником, оказывается значительно эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое о педагогике:

Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности педагога-воспитателя
Если посмотреть в целом на функциональное назначение самоанализа, то обнаружится, что он является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педа ...

Объективные и субъективные факторы, способствующие формированию устойчивого семантического поля учащихся
Индивидуальное семантическое поле не статично, а имеет динамику. Ряд объективных и субъективных факторов и определяет эту динамику в различных направлениях, как в сторону расширения, так и сужения. Чтобы объем семантического поля не только на иностранном, но и на родном языке учеников увеличился ка ...

Анализ работ психологов по вопросу физиологических особенностей детей 4 – 5 лет
А.В. Петровский считал, что факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом можно называть взрослого человека, идиота и младенца. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включённым в общественные отношения и являющимся деятелем об ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru