Метод активизации возможностей личности и коллектива

Страница 1

Новая школа требует новой философии образования, обеспечивающей гуманистическую направленность, повышение роли культурологического компонента школьной действительности, изменения позиций в среде участников учебно-воспитательного процесса от непререкаемого авторитета учителя к коллегиальному взаимопониманию и взаимодействию с учащимися, а так же преодоления инерции «подчиняющегося сознания учеников» по отношению к своей деятельности – ожидание указаний и рецептов в решении конкретных ситуативных задач должны уступить самодеятельности, инициативе. С этими тенденциями связано утверждение альтернативного традиционному типу обучения – инновационного.

Как известно, существуют разные определения понятия «метод». Н.В. Басова указывает, что существует более 200 определений. Само слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Так, например в философском словаре отмечается: метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Е.С. Полат дает такое определение понятию «метод» – это дидактическая категория; совокупность приемов операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Необходимо так же внести ясность в понимание таких важных для методики категорий, как «метод обучения», «методическая система», разграничить эти понятия и выстроить их в определенной иерархии, от самого общего к наиболее конкретному.

Схема 2 – Методическая парадигма

Как видно из схемы 2, наиболее общей является категория «направление».

Направление – это стратегия обучения в определенный период времени, которая проявляется прежде всего в формулировании новых целей и задач обучения. Направление складывается под влиянием как социального заказа, так и данных всех смежных наук. Социальный заказ отражается в тех новых потребностях, которые испытывает общество в той или иной области знания и которые вызваны меняющимися социально-экономическими и политическими условиями. Так, например, специфика современного направления в обучении иностранным языкам связана с актуализацией потребности общества в многоязычной личности, владеющей языком как средством межкультурного общения. При этом потребность в интенсивном обучении только увеличивается.

Авторский метод строится на основе принципов, опирающихся на современные данные базовых наук, раскрывающих и научно обосновывающих предлагаемую концепцию обучения. Это, прежде всего, методологический уровень, стратегия решения проблемы обучения, на базе и в рамках которой можно выстраивать тактику, то есть конкретные методические системы, или, точнее говоря, технологию обучения.

Таким образом, если метод – психолого-педагогическая концепция, то методическая система – вариативная компонентная структура построения технологии обучения в рамках и на основе концептуальных научных положений, то есть принципов метода.

Развитие современной школы в Казахстане характеризуется ее ориентацией на удовлетворение разнообразных потребностей личности на всех этапах школьного образования. Огромное количество ученых, педагогов и психологов стремятся создать конкретные системы обучения, способные обеспечить каждому учащемуся успешное овладение знаниями .

Современная педагогическая теория и практика все более четко формулируют положение о процессе обучения как взаимоопосредованной активности преподавателя и учащихся. Ведь основой любого процесса обучения является общение, организационное и управляемое, способствующее становлению и всестороннему развитию личности обучаемого. Исследования процессов общения, предполагающих организацию групповой деятельности, приводят к рассмотрению обучения как процесса межличностного взаимодействия. Отсюда интерес к групповым формам познавательной деятельности. Определилась тенденция перехода информативных к активным формам обучения с включением элементов проблемности, исследовательского поиска, дискуссий, игр; с широким использованием резервов самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и вне их. Необходимость более интенсивного использования творческого и интеллектуального потенциалов членов общества как предпосылки его прогресса приводит к объективной задаче целенаправленного развития творческих способностей обучаемых. Но учиться творчеству можно лишь в ситуациях, требующих творческого решения. Поэтому усвоение готовых знаний и выработка соответствующих навыков уже недостаточны .

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Модели подготовки специалистов по социальной работе
Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Начиная с XVIII в. развивается университетское и институтское образование, затем среднее специальное образование. Естественно, что подготовка по новой специальности, а тем более так ...

Метод активизации возможностей личности и коллектива
Новая школа требует новой философии образования, обеспечивающей гуманистическую направленность, повышение роли культурологического компонента школьной действительности, изменения позиций в среде участников учебно-воспитательного процесса от непререкаемого авторитета учителя к коллегиальному взаимоп ...

История развития метода проекта
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru