Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Педагогическая теория » Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества » Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Страница 6

Характеризуя одиночество, как психологическое состояние, следует сказать о том, что, прежде всего, оно связано с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отделенности от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отделенность от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря, на наличие острой внутренней потребности в общении.

От того, как складывается общение подростка с ровесниками, зависит очень многое в его будущей судьбе. В таком общении формируется личность подростка, отрабатываются модели поведения, идет поиск своего места в социальной общности (пусть ограниченной пока рамками класса или дворовой компании).

Происходящая в подростковом возрасте переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений со сверстниками весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной для подростков, так как именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения.

Недостаток таких навыков и плохо развитые способности к самораскрытию и эмпатии мешают подростку удовлетворить в процессе общения потребности в признании, эмоциональном отклике и понимании, что и приводит к переживанию одиночества. Кроме того, в подростковом возрасте обостряется потребность занять позицию какой-либо социальной группы. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности.

По результатам проведенного констатирующего эксперимента выявилось, что оценка отношений подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества взаимосвязаны. Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества можно объяснить тем, что индивидуалистический тип восприятия индивидом группы в подростковом возрасте приводит к высокому уровню одиночества. И наоборот, коллективистический тип восприятия индивидом группы указывает на низкий уровень одиночества. Зная, что на данном этапе, у подростков возникает потребность в общении со сверстниками, а высокий уровень одиночества и индивидуалистический тип восприятия индивидом группы не дает возможности для удовлетворения этой потребности, необходимо вовремя давать знания о способах разрешения возникших проблем в общении со сверстниками у подростков.

В группе старших подростков взаимосвязей не выявилось. Это мы объясняем тем, что в данный период у подростков меняется круг интересов. Они все больше приобщены к общению со сверстниками и совместной деятельности. Их волнует результат, который они получат от совместной деятельности. В данный период ощущение одиночества носит, скорее всего, временный и эмоциональный характер. Соответственно, можно сказать о том, что существует динамика развития во взаимосвязи между уровнем субъективного ощущения одиночества и оценкой отношений подростка с классом.

Также, по результатам исследования выявилось, что взаимосвязь оценка отношений подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества у девочек и мальчиков в младшей и старшей подростковых группах различна. Это мы объясняем тем, что, во-первых, главной причиной являются половые различия. Как известно, у девочек психофизиологическое развитие происходит быстрее, нежели чем у мальчиков. Также следует отметить, что мальчики обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию практически всех физических факторов. Однако такое объяснение не является удовлетворительным, поскольку повышенная ранимость мужского пола сохраняется в течение всей жизни. С психологической стороны у большинства мальчиков (до 12 лет) преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения между людьми поверхностные, конкретные. Внимание девочек привлекает сам человек, его внутренний мир. В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые закрыты для посторонних.

Изучение взаимосвязи позволяет проследить причину возникновения высокого уровня одиночества и индивидуалистическим типом восприятия индивидом группы у подростков.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что оценка отношений подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества взаимосвязаны, различны и проявляет динамику, подтверждается. Задачи дипломной работы выполнены, цели достигнуты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другое о педагогике:

Типы и структура уроков в правовом курсе
Учебное занятие по праву — это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта, знаний, фор ...

Игры и упражнения, применяемые для развития словаря детей
Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Прежде че ...

Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста
Изобразительное искусство - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского во ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru