Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Педагогическая теория » Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества » Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Страница 6

Характеризуя одиночество, как психологическое состояние, следует сказать о том, что, прежде всего, оно связано с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отделенности от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отделенность от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря, на наличие острой внутренней потребности в общении.

От того, как складывается общение подростка с ровесниками, зависит очень многое в его будущей судьбе. В таком общении формируется личность подростка, отрабатываются модели поведения, идет поиск своего места в социальной общности (пусть ограниченной пока рамками класса или дворовой компании).

Происходящая в подростковом возрасте переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений со сверстниками весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной для подростков, так как именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения.

Недостаток таких навыков и плохо развитые способности к самораскрытию и эмпатии мешают подростку удовлетворить в процессе общения потребности в признании, эмоциональном отклике и понимании, что и приводит к переживанию одиночества. Кроме того, в подростковом возрасте обостряется потребность занять позицию какой-либо социальной группы. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности.

По результатам проведенного констатирующего эксперимента выявилось, что оценка отношений подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества взаимосвязаны. Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества можно объяснить тем, что индивидуалистический тип восприятия индивидом группы в подростковом возрасте приводит к высокому уровню одиночества. И наоборот, коллективистический тип восприятия индивидом группы указывает на низкий уровень одиночества. Зная, что на данном этапе, у подростков возникает потребность в общении со сверстниками, а высокий уровень одиночества и индивидуалистический тип восприятия индивидом группы не дает возможности для удовлетворения этой потребности, необходимо вовремя давать знания о способах разрешения возникших проблем в общении со сверстниками у подростков.

В группе старших подростков взаимосвязей не выявилось. Это мы объясняем тем, что в данный период у подростков меняется круг интересов. Они все больше приобщены к общению со сверстниками и совместной деятельности. Их волнует результат, который они получат от совместной деятельности. В данный период ощущение одиночества носит, скорее всего, временный и эмоциональный характер. Соответственно, можно сказать о том, что существует динамика развития во взаимосвязи между уровнем субъективного ощущения одиночества и оценкой отношений подростка с классом.

Также, по результатам исследования выявилось, что взаимосвязь оценка отношений подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества у девочек и мальчиков в младшей и старшей подростковых группах различна. Это мы объясняем тем, что, во-первых, главной причиной являются половые различия. Как известно, у девочек психофизиологическое развитие происходит быстрее, нежели чем у мальчиков. Также следует отметить, что мальчики обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию практически всех физических факторов. Однако такое объяснение не является удовлетворительным, поскольку повышенная ранимость мужского пола сохраняется в течение всей жизни. С психологической стороны у большинства мальчиков (до 12 лет) преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения между людьми поверхностные, конкретные. Внимание девочек привлекает сам человек, его внутренний мир. В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые закрыты для посторонних.

Изучение взаимосвязи позволяет проследить причину возникновения высокого уровня одиночества и индивидуалистическим типом восприятия индивидом группы у подростков.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что оценка отношений подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества взаимосвязаны, различны и проявляет динамику, подтверждается. Задачи дипломной работы выполнены, цели достигнуты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другое о педагогике:

Драматизация как средство обучения английскому языку
В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком ученые, методисты, учителя ведут активный поиск средства повышения эмоционального фона урока, вызывающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих учащимся «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха. Од ...

Основные направления деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга
Деятельность педагогического коллектива МУДОД «ЦЭВД», являясь личностно-ориентированной, направлена на сохранение и обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, на последовательное расширение поля социализации на основе выбора личности многообразия видов деятельности, на основе ...

Народная педагогика в семейном воспитании
Семья с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Остановимся на вопросах на семейного воспитания. Семейное воспитание (то же самое – воспитание д ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru