Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Педагогическая теория » Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества » Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Страница 1

Основной целью констатирующего эксперимента было выявление взаимосвязи оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества.

В соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

- определить оценку отношений подростка с классом;

- определить уровень субъективного ощущения одиночества подростка;

- выявить взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества в динамике;

- разработать рекомендации.

Эксперимент проводился в несколько этапов:

1 этап. Подбор диагностических методик

2 этап. Проведение эксперимента

3 этап. Анализ результатов исследования

В эксперименте принимали участие учащиеся Муниципальной автономной общеобразовательной школы средней общеобразовательной школы №33 г. Стерлитамака РБ. Подростки 5-6 класса в возрасте 10-12 лет, 50 человек. Из них мальчиков 28 и 22 девочки и подростки 8-9 класса в возрасте 14-16 лет, 50 человек. Из них мальчиков 21 и 29 девочек. Исследование проводилось в групповой форме.

Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать в эксперименте.

Оценка отношений подростка с классом определялась с помощью методики «Оценка отношений подростка с классом» (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек).

Методика предназначена для выявления особенностей восприятия индивидом группы.

В качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Методика направлена на выявление трех возможных «типов» восприятия индивидом группы: индивидуалистический, прагматический, коллективистический. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Измеряемые параметры:

1. Индивидуалистический тип - шкала позволяет оценить, что индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов

2. Коллективистический тип - шкала позволяет оценить, что, индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы.

3. Прагматический тип - шкала позволяет оценить, что индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы.

Определение уровня субъективного ощущения одиночества проводилась с помощью методики «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фергюсона) (Приложение 6).

Методика направлена на оценку уровня субъективного ощущения одиночества.

Методика состоит из 20 вопросов и 4 вариантов ответа.

Максимальный возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокий уровень субъективного ощущения одиночества – 40-60 баллов, средний уровень – 20-40 баллов, низкий уровень - 0-20 баллов.

После проведенного эксперимента были составлены протоколы первичных данных по двум методикам (Приложения 1,2,3,4).

Обработка результатов эксперимента младшей и старшей подростковых групп осуществлялась подсчетом выборов, полученных каждым ребенком, которые подсчитывали и записывали.

Далее результаты эксперимента оформляли в виде сводных таблиц полученных результатов.

С помощью методики «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» мы определили уровень субъективного ощущения одиночества у испытуемых-подростков. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Полученные данные показывают различия в уровне субъективного ощущения одиночества между мальчиками и девочками подросткового возраста. Из таблицы 1, видно, что у девочек и мальчиков с высоким уровнем субъективного ощущения одиночества разный показатель, у девочек 5%, у мальчиков 11%, средний уровень различается, у девочек 14%, у мальчиков 18, низкий уровень у девочек 81%, у мальчиков 71%.

Таблица 1

Cводная таблица результатов исследования девочек и мальчиков 5-6 класса по методике «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» (М. Фергюсон, Д. Рассел)

Уровень одиночества

Мальчики %

Девочки %

Высокий

11%

5%

Средний

18%

14%

Низкий

71%

81%

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Игровой момент в обучении
Один из весьма эффективных методов обучения детей младшего возраста – игровой: через игру, например, в детском саду изучаются иностранные языки. Игра – действие синкретическое (о синкретизме см. далее), в ней задействованы мыслительная деятельность, физические и речевые действия (например, в ответ ...

Анализ результатов исследования связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития
На фоне значительного отставания в развитие связной речи у детей с задержкой психического развития экспериментальной группы отмечались существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности. Сопоставление результатов выполнения заданий позволяет выделить две группы детей в завис ...

Пути и методы стимулирования активности в учебной деятельности
Психологи и педагоги прошлого и настоящего по - разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать, чтобы ребенок хотел учиться, как стимулировать познавательную активность ученика? Что значит стимулировать познавательную активность ученика? Что такое стимулирование? Как педагогич ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru