Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества

Педагогическая теория » Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества

Как известно, именно в общении реализуются и раскрываются общественные межличностные отношения человека. Таким образом, общение есть реализация всей системы отношений человека.

Нехватка общения как социального взаимодействия может вызвать переживания одиночества, при этом недостаток друзей или партнеров в общинной культуре будет считаться социальной неудачей.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния – проявляются те или иные психические свойства личности. А поскольку общение - это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеется в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворении побуждающего мотива, или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Анализ классических теорий, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве из них одиночество традиционного рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией (К. Маркс, Ф. Ницше, Д. Рисмен, Э. Фромм, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.). Наибольшую известность среди психологических получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический (З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман); интеракционистский (Р. Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис); когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом).

Психологические представления об одиночестве рассмотрены следующими психологами: Дж. Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, К. Роджерс, Р. Вейс, Л.Э. Пепло, И. Ялом, К. Мустакас. У каждого из данных психологов существует своя точка зрения в рассмотрении одиночества, каждая из которых отличается от предыдущей и последующей.

Многие известные ученые (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.) внесли большой вклад в разработку проблем социальной перцепции, выявление механизмов и закономерностей межличностного познания. Несколько менее исследована проблема зависимости статуса членов группы от их умения оценивать структуру межличностных отношений в группе.

Впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.

И.С. Кон писал, что в переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как одиночество и уединение. Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим содержанием, приписывая им не только отрицательный, но и положительный смысл.

Межличностное восприятие – это сложный процесс построения образа другого человека, играющий важную роль в социальной адаптации, являющийся структурной частью общения. Становление адекватного межличностного восприятия происходит в процессе общения в коллективе подростков. В этом возрасте школьники проявляют обостренную чувствительность к особенностям личности сверстника. Подростковый возраст характеризуется бурной активностью, интенсивностью, высокой эмоциональностью во взаимоотношениях со сверстниками. Общение в коллективе – это особая деятельность подростка, предметом которой является другой человек. Именно в процессе такого общения происходит познание другого человека, и развиваются средства познания.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной нами темы «Взаимосвязь отношений подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества».

Цель исследования. Изучить взаимосвязь отношений подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества

Объект исследования. Отношения подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества

Предмет исследования. Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества

Гипотеза. Мы предполагаем, что оценка отношений подростка с классом и уровень его субъективного ощущения одиночества взаимосвязаны, различна у мальчиков и девочек и проявляет динамику.

Задачи.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме

2. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению взаимосвязи оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества у мальчиков и девочек в динамике

3. Проанализировать итоги эксперимента и разработать психолого-педагогические рекомендации.

Методы исследования. Теоретический анализ литературы, констатирующий эксперимент, методы математико-статистического анализа.

База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №33 города Стерлитамака Республики Башкортостан. В эксперименте принимали участие учащиеся 5 и 6 класса в возрасте 10-12 лет. Количество испытуемых составляло 50 человек, из них 28 мальчиков и 22 девочки. А также, учащиеся 8-9 класса в возрасте 14-15 лет, в количестве 50 человек, из них 21 мальчик и 29 девочек.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы школьными психологами, педагогами в практической деятельности.

Апробация результатов исследования.

Проходила в рамках работы І Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы гуманитарных и социальных исследований» (Стерлитамак, 2012); VІІ Межвузовской научно-практической конференции «Молодежь. Прогресс. Наука» (Стерлитамак, 2012); на заседаниях кафедры педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии имени Зайнаб Биишевой.


Другое о педагогике:

Обучение команд, поиск адекватных моделей
Команды поддержки (включающие консультантов по вопросам образования, управления, психологов) проводят работу по повышению уровня осведомленности команд в вопросах управления. Участники проекта должны получить представление об основаниях разных моделей, их применимости и ограничениях, процессе и эфф ...

Теоретические основания введения профильного обучения
Обобщение научных подходов показывает, что обучение на старшей ступени должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию, определяемую самим учащимся. Так, деятельностный подход обосновывает, что способности развиваются в деятельности. При этом согласно личностно ориентированному, ...

Сущность эстетического потенциала детей
Понятие «потенциал» является полинаучным и рассматривается исследователями в различных областях современного знания от естественнонаучного направления до гуманитарного. В общепринятом значении данное понятие, происходящее от латинского «potentia» – сила, в философии трактуется как источник, возможн ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru