Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Педагогическая теория » Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества » Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Страница 4

Изучив результаты по исследуемой проблеме, выяснилось, что на разных этапах подросткового возраста существуют различия уровня одиночества у мальчиков и девочек. Такие показатели мы объясняем тем, что старшие подростки уже имеют достаточно широкий круг общения со сверстниками, имеют общий предмет для общения и взаимодействия друг с другом. Также, это можно объяснить и тем, что на данном возрастном этапе у подростков уже начинают проявляться романтические чувства к противоположному полу. Они сосредоточены на переживании чувства любви и нередко сомневаются в наличии этого чувства в собственных отношениях, обеспокоены этим. Все это может привести к замкнутости, отчужденности, желании побыть одному.

На основе полученных результатов, выявили динамику развития у младших и старших подростков по методике «Оценка отношения подростка с классом» (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек). Результаты представлены в таблице 6.

Изучив результаты, мы выяснили, что различия по межличностному восприятию у младших и старших подростков имеют смысл. Из таблицы 6, видно, что различия существуют по индивидуалистическому и прагматическому типу восприятия индивидом группы. Такие показатели мы объясняем тем, что на межличностное восприятие влияет социометрический статус (свой и чужой), а также статусная иерархия группы и межличностных предпочтений.

Таблица 6

Таблица развития динамики по методике «Оценка отношения подростка с классом» младших и старших подростков

Тип восприятия индивидом группы

Мальчики %

Девочки %

5-6 класс

8-9 класс

5-6 класс

8-9 класс

Индивидуалистический тип

14%

29%

5%

10%

Продолжение таблицы 6

Прагматический тип

14%

0%

9%

3%

Коллективистический тип

72%

71%

86%

87%

Коллективистический тип имеет незначительные различия. Мы объясняем это тем, что на данных этапах подросткового возраста все же, главным является общение взаимодействие подростков друг с другом.

По результатам проведенного исследования нами разработаны рекомендации для подростков, их родителей и педагогов. При этом мы опирались на труды Немова Р.С., Бодалева А.А. и др.

Рекомендации для подростков

1. Изучай самого себя. Ищи причины твоей неудовлетворенности.

2. Ищи человека, который сможет тебя понять и, с которым ты будешь откровенен.

3. Не бойся говорить о своей проблеме. Проблемы есть у каждого, и все они решаемы. Познакомься с новыми людьми.

4. Необходимо помнить, что для некоторых одиночество — активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.

5. Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и используй их с максимальной пользой для себя.

6. Лучше «активное уединение». Займитесь любимым делом, сходите в кино или театр, почитайте, послушайте музыку.

7. Постарайтесь быть более дружелюбным с другими людьми. Сделайте что-нибудь полезное для кого-то. Поищите новые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите на дискотеку, на вечер) Сделайте себя более привлекательным (измените прическу, купите или сшейте новую одежду, займитесь физкультурой).

Рекомендации для педагогов

Основные задачи первичной поддержки сводятся к следующему:

1. Помочь подавленному сложившейся ситуацией ребенку сконцентрироваться на решении своей проблемы.

2. Психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить уровень критицизма в отношении себя, психическое перенапряжение, тревогу и стыд по поводу сложившейся ситуации.

3. Оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы физической болезни, в пессимизм и т. д.

4. При необходимости демонстрировать подростку определенные образцы поведения в качестве примера устойчивости человека к стрессовой ситуации, самоконтроля, ви́дения перспектив, логического анализа жизненных ситуаций. Это усиливает возможности «Я» подростка, который может эти образцы усвоить и со временем использовать в своем поведении.

5. Предоставлять подростку необходимую информацию, что повышает его мотивацию на решение проблемы, поскольку вселяет надежду, разделяет факты на те, что «внутри» личности, и те, что «снаружи», и предотвращает необоснованные ожидания, что «все утрясется само собой».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений на основе педагогического значение памяти
При проведении эксперимента мы исходили из того, что эффективность процесса совершенствования лексических навыков диалогической речи основано на использовании разработанных нами рекомендаций по эффективному запоминанию лексики. Процессы памяти тесно связаны с изучением английского языка. В связи с ...

Формы сочинений по картине. Система упражнений по обучению учащихся письменной речи
Далее рассмотрим методику подготовки к написанию сочинений Л.А. Ходяковой, адаптированную под различные жанру сочинений. Сочинения по картине представляют широкие возможности для работы над разнообразными типами (жанрами) речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить текст в ...

Методика изучения основных разделов объектно-ориентированного программирования
Данный параграф посвящён описанию методики изучения отдельных тем ООП в школьном курсе. Теоретический материал всех разделов можно найти в главе 1 данной работы. 1. Тема "Основные понятия ООП" Данная тема целиком и полностью относится к теоретическому наполнению курса, поэтому изучение её ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru