Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Педагогическая теория » Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества » Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Страница 2

Изучив полученные результаты по исследуемой проблеме, мы выяснили, что в группе девочек преобладает значение с низким уровнем субъективного ощущения одиночества. Это мы объясняем тем, что у девочек-подростков большая эмоциональная удовлетворенность отношениями с ближайшим окружением. Также одиночество девочек может быть связано с половой принадлежностью. Высокий уровень одиночества может быть связан с возбудимостью, беспокойством, недоверчивостью. Также это можно объяснить и тем, что общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным.

Изучив полученные результаты на определение субъективного ощущения одиночества у мальчиков можно сделать вывод о том, что в их группе так же преобладает значение с низким уровнем субъективного ощущения одиночества. Это мы объясняем тем, что мальчики взаимодействуют другу с другом большими группами, нежели девочки.

С помощью методики «Оценка отношения подростка с классом» (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек) мы определили тип восприятия индивидом группы у младших подростков. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Cводная таблица результатов исследования девочек и мальчиков 5-6 класса по методике «Оценка отношения подростка с классом» (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек)

Тип восприятия индивидом группы

Мальчики %

Девочки %

Индивидуалистический тип

14%

5%

Прагматический тип

14%

9%

Коллективистический тип

72%

86%

Полученные данные показывают различия по типу восприятия индивидом группы между мальчиками и девочками младшего подросткового возраста. Из таблицы 2, видно, что у девочек и мальчиков по индивидуалистическому типу восприятия показатель разный, у мальчиков 14%, у девочек 5%, показатель прагматического типа также имеет одинаковый показатель, у мальчиков 14%, у девочек 9%, коллективистический тип у мальчиков 72%, у девочек 86%.

В группе девочек преобладают значения с коллективистическим типом восприятия индивидом группы. Данные показатели мы объясняем тем, что девочки вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. В группе мальчиков так же преобладает значение с коллективистическим типом восприятия. Такие показатели мы объясняем тем, что в этот период мальчики-подростки общаются посредством игры, где они могут проявить себя. Ради этого они вступают в контакт даже, если партнеры им не нравятся. И только в процессе игрового взаимодействия у них складывается положительная установка. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

В ходе корреляционного анализа в группе девочек 5-6 класса оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества были выявлены следующие взаимосвязи (Приложение 5, таблица 5, 6):

Рис.1. Корреляционная плеяда уровня субъективного ощущения одиночества и коллективистического типа восприятия индивидом группы

Уровень одиночества имеет обратно пропорциональную зависимость с коллективистическим типом восприятия индивидом группы. rкор = - 0,43 (уровень значимости p≤ 0,05). Это значит, что чем выше показатель уровня одиночества, тем ниже показатель коллективистического типа восприятия индивидом группы.

Девочки-подростки с высоким уровнем одиночества часто страдают от эмоциональной неудовлетворенности, от нехватки общения и мало приобщены к межличностному взаимодействию.

В ходе корреляционного анализа в группе мальчиков 5-6 класса оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества были выявлены следующие взаимосвязи:

Рис.2. Корреляционная плеяда уровня субъективного ощущения одиночества с индивидуалистическим и коллективистическим типами восприятия индивидом группы

Уровень одиночества имеет прямо пропорциональную зависимость с индивидуалистическим типом восприятия индивидом группы. rкор = 0,39 (уровень значимости p ≤ 0,05). Это значит, что чем выше показатель уровня субъективного ощущения одиночества, тем выше показатель индивидуалистического типа восприятия индивидом группы. И имеет обратно пропорциональную зависимость с коллективистическим типом восприятия индивидом группы. rкор = - 0,38 (уровень значимости и p ≤ 0,05). Это значит, что чем выше показатель уровня субъективного ощущения одиночества, тем ниже показатель коллективистического типа восприятия индивидом группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Реформирование системы воспитания и образования в России в 20–30-х гг. ХХ в
Отечественная социальная педагогика, как и зарубежная, имеет свою богатую историю. Особый интерес для российской педагогической науки представляет период 20-х гг. XX в. Именно в это время происходит ее подлинно научное осмысление. 20-е годы – это системообразующий фактор для общего развития социаль ...

Развитие словаря в игровой деятельности
Вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов: 1 этап – диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР. 2 этап – коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с ...

Игровой метод в начальном этапе в обучении плаванию
Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru