Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Педагогическая теория » Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества » Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества

Страница 2

Изучив полученные результаты по исследуемой проблеме, мы выяснили, что в группе девочек преобладает значение с низким уровнем субъективного ощущения одиночества. Это мы объясняем тем, что у девочек-подростков большая эмоциональная удовлетворенность отношениями с ближайшим окружением. Также одиночество девочек может быть связано с половой принадлежностью. Высокий уровень одиночества может быть связан с возбудимостью, беспокойством, недоверчивостью. Также это можно объяснить и тем, что общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным.

Изучив полученные результаты на определение субъективного ощущения одиночества у мальчиков можно сделать вывод о том, что в их группе так же преобладает значение с низким уровнем субъективного ощущения одиночества. Это мы объясняем тем, что мальчики взаимодействуют другу с другом большими группами, нежели девочки.

С помощью методики «Оценка отношения подростка с классом» (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек) мы определили тип восприятия индивидом группы у младших подростков. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Cводная таблица результатов исследования девочек и мальчиков 5-6 класса по методике «Оценка отношения подростка с классом» (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек)

Тип восприятия индивидом группы

Мальчики %

Девочки %

Индивидуалистический тип

14%

5%

Прагматический тип

14%

9%

Коллективистический тип

72%

86%

Полученные данные показывают различия по типу восприятия индивидом группы между мальчиками и девочками младшего подросткового возраста. Из таблицы 2, видно, что у девочек и мальчиков по индивидуалистическому типу восприятия показатель разный, у мальчиков 14%, у девочек 5%, показатель прагматического типа также имеет одинаковый показатель, у мальчиков 14%, у девочек 9%, коллективистический тип у мальчиков 72%, у девочек 86%.

В группе девочек преобладают значения с коллективистическим типом восприятия индивидом группы. Данные показатели мы объясняем тем, что девочки вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. В группе мальчиков так же преобладает значение с коллективистическим типом восприятия. Такие показатели мы объясняем тем, что в этот период мальчики-подростки общаются посредством игры, где они могут проявить себя. Ради этого они вступают в контакт даже, если партнеры им не нравятся. И только в процессе игрового взаимодействия у них складывается положительная установка. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

В ходе корреляционного анализа в группе девочек 5-6 класса оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества были выявлены следующие взаимосвязи (Приложение 5, таблица 5, 6):

Рис.1. Корреляционная плеяда уровня субъективного ощущения одиночества и коллективистического типа восприятия индивидом группы

Уровень одиночества имеет обратно пропорциональную зависимость с коллективистическим типом восприятия индивидом группы. rкор = - 0,43 (уровень значимости p≤ 0,05). Это значит, что чем выше показатель уровня одиночества, тем ниже показатель коллективистического типа восприятия индивидом группы.

Девочки-подростки с высоким уровнем одиночества часто страдают от эмоциональной неудовлетворенности, от нехватки общения и мало приобщены к межличностному взаимодействию.

В ходе корреляционного анализа в группе мальчиков 5-6 класса оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества были выявлены следующие взаимосвязи:

Рис.2. Корреляционная плеяда уровня субъективного ощущения одиночества с индивидуалистическим и коллективистическим типами восприятия индивидом группы

Уровень одиночества имеет прямо пропорциональную зависимость с индивидуалистическим типом восприятия индивидом группы. rкор = 0,39 (уровень значимости p ≤ 0,05). Это значит, что чем выше показатель уровня субъективного ощущения одиночества, тем выше показатель индивидуалистического типа восприятия индивидом группы. И имеет обратно пропорциональную зависимость с коллективистическим типом восприятия индивидом группы. rкор = - 0,38 (уровень значимости и p ≤ 0,05). Это значит, что чем выше показатель уровня субъективного ощущения одиночества, тем ниже показатель коллективистического типа восприятия индивидом группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Что говорят ученые
Исследованием словесно-жестового билингвизма занимались многие ученые: как отечественные, так и зарубежные. Без анализа «мимической речи», жестовых обобщений глухих, учителям недостаточно понятны будут и особенности развития их словесной речи, предупреждала Р. М. Боскис (1963), опасаясь игнорирован ...

Особенности включения музыкальных инструментов в процесс музицирования
Существует мнение, что использование инструментов и особенно заданий по музицированию вносит в урок неорганизованность, хаос звуков, отвлекает учащихся от грамотного и эмоционального исполнения, от восприятия музыки. Если учитель впервые начинает вводить инструменты лишь во втором или третьем класс ...

Условия обучения диалогической речи
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание н ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru