Развитие речи в онтогенезе

Страница 1

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от нормального речевого окружения, воспитания и обучения, которые закладываются с момента его рождения.

Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, являясь одним из главных показателей его общего развития. М.Ф. Фомичева указывает на то, что речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для качественной диагностики нарушений речи или недоразвития каких-либо компонентов языковой системы, необходимы полноценные знания о закономерностях развития речи в онтогенезе.

А.Н. Леонтьев под онтогенезом детской речи понимает сложное взаимодействие процесса общения взрослых и ребенка, процесса поэтапно развивающегося, усложняющегося, совершенствующегося, и специализированных функциональных систем, поэтапно формировавшихся и сменяющих друг друга в психике ребенка. В онтогенезе речь выступает не только как средство деятельности, познания окружающего мира, но и как результат активной познавательной деятельности ребенка и в конечном счете зависит от последней. Естественный онтогенез речевой моторики складывается из двух фаз.

Первая фаза - морфологическое созревание центральных нервных элементов: происходит миелинизация проводящих путей, которая заканчивается в основном к 2 - 3 годам.

Вторая фаза - это функциональное дозревание и накапливание работы координационных уровней. В этой фазе развитие речевой моторики идет не всегда прогрессивно - в некоторые периоды могут происходить временные отставания и даже регресс.

Речевая деятельность ребенка формируется постепенно и проходит несколько этапов своего становления. Рассмотрим этапы, предложенные Леонтьевым А.Н.

1-й - подготовительный - с момента рождения ребенка до одного года.

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата. Около 2 месяцев появляется гуление, а к началу 3-го месяца- лепет. С 5 месяцев ребенок слышит звуки и пытается подражать, многократно повторяя их. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем, подражая взрослым, ребенок постепенно перенимает все элементы звучащей речи - фонемы, тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.

К 6 месяцам ребенок воспринимает определенные звукосочетания, связывая их с предметами или действиями, но реагируя на ситуацию, интонацию и слова.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым разнообразные сочетания звуков. С 10-11 мес. появляются реакции на сами слова, независимо от ситуации и интонации говорящего.

В этот период важное значение имеет правильная речь окружающих и подражание взрослым, а к концу первого года жизни появляются первые слова.

2-й - преддошкольный - этап первоначального овладения языком - (от 1 года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. Ребенок очень много и охотно повторяет за взрослыми и сам произносит слова, при этом путая звуки, переставляя их местами, искажая или опуская их. Слово носит полисемантичный, обобщенно – смысловой и ситуативный характер, обозначая и просьбу, и желание, и чувство. В дальнейшем, постепенно, слово приобретает обобщенный характер.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, потом - фразами без согласования, а затем, постепенно появляются элементы согласования слов в предложении.

3-й - дошкольный - от 3 до 7 лет.

Для этого периода характерно развитие речи ребенка в процессе обобщения языковых фактов. Отмечаются дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. У ребенка заметно развиваются навыки слухового контроля за собственным произношением и умение исправлять его в ряде случаев – так формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов, но зачастую слова используются неверно.

Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки или рассказа из 40-50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Принцип природосообразности К.Д. Ушинского
На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Он разъяснял, что прочно усваивается только то, что соответст ...

Структура адаптивной модели
В основу реализации задач “Школа-детский сад” положено ступенчатое построение системы образования. I ступень: Дошкольное образование в детском саду (дети от 4 до 5 лет); школа раннего развития (дети, проживающие на закрепленном микроучастке, не посещающие детский сад, от 4 до 5 лет). II ступень: На ...

Метод игровой организации учебного материала и процесса обучения
Принцип активности в процессе обучения был и остается одним из основных важнейших понятий в дидактике. Под данным понятием подразумевается такое качество деятельности ребенка, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, а также результативн ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru