Развитие речи в онтогенезе

Страница 1

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от нормального речевого окружения, воспитания и обучения, которые закладываются с момента его рождения.

Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, являясь одним из главных показателей его общего развития. М.Ф. Фомичева указывает на то, что речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для качественной диагностики нарушений речи или недоразвития каких-либо компонентов языковой системы, необходимы полноценные знания о закономерностях развития речи в онтогенезе.

А.Н. Леонтьев под онтогенезом детской речи понимает сложное взаимодействие процесса общения взрослых и ребенка, процесса поэтапно развивающегося, усложняющегося, совершенствующегося, и специализированных функциональных систем, поэтапно формировавшихся и сменяющих друг друга в психике ребенка. В онтогенезе речь выступает не только как средство деятельности, познания окружающего мира, но и как результат активной познавательной деятельности ребенка и в конечном счете зависит от последней. Естественный онтогенез речевой моторики складывается из двух фаз.

Первая фаза - морфологическое созревание центральных нервных элементов: происходит миелинизация проводящих путей, которая заканчивается в основном к 2 - 3 годам.

Вторая фаза - это функциональное дозревание и накапливание работы координационных уровней. В этой фазе развитие речевой моторики идет не всегда прогрессивно - в некоторые периоды могут происходить временные отставания и даже регресс.

Речевая деятельность ребенка формируется постепенно и проходит несколько этапов своего становления. Рассмотрим этапы, предложенные Леонтьевым А.Н.

1-й - подготовительный - с момента рождения ребенка до одного года.

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата. Около 2 месяцев появляется гуление, а к началу 3-го месяца- лепет. С 5 месяцев ребенок слышит звуки и пытается подражать, многократно повторяя их. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем, подражая взрослым, ребенок постепенно перенимает все элементы звучащей речи - фонемы, тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.

К 6 месяцам ребенок воспринимает определенные звукосочетания, связывая их с предметами или действиями, но реагируя на ситуацию, интонацию и слова.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым разнообразные сочетания звуков. С 10-11 мес. появляются реакции на сами слова, независимо от ситуации и интонации говорящего.

В этот период важное значение имеет правильная речь окружающих и подражание взрослым, а к концу первого года жизни появляются первые слова.

2-й - преддошкольный - этап первоначального овладения языком - (от 1 года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. Ребенок очень много и охотно повторяет за взрослыми и сам произносит слова, при этом путая звуки, переставляя их местами, искажая или опуская их. Слово носит полисемантичный, обобщенно – смысловой и ситуативный характер, обозначая и просьбу, и желание, и чувство. В дальнейшем, постепенно, слово приобретает обобщенный характер.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, потом - фразами без согласования, а затем, постепенно появляются элементы согласования слов в предложении.

3-й - дошкольный - от 3 до 7 лет.

Для этого периода характерно развитие речи ребенка в процессе обобщения языковых фактов. Отмечаются дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. У ребенка заметно развиваются навыки слухового контроля за собственным произношением и умение исправлять его в ряде случаев – так формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов, но зачастую слова используются неверно.

Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки или рассказа из 40-50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Процессы памяти при обучении лексической стороне речи
В изучении иностранных языков находят свое выражение сложные процессы памяти. Психологические исследования в области памяти имеют для методики обучения иностранному языку особенно важное значении. Изучение свойств памяти помогает понять закономерности усвоения владения языком. Согласно словарю памя ...

Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития
Особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по картинам обуславливались спецификой этого вида обучения рассказыванию. С одной стороны, наглядные образы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз – высказываний, с другой – при составлении связного расск ...

Анализ учебно-методической и специальной литературы по выбранной теме
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений "Педагогика" под редакцией Виталия Александровича Сластенина изданное в 2002 году стало для всех студентов эталоном фундаментального подхода к изучению проблемы воспитательных и образовательных процессов в современной ш ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru