На фоне значительного отставания в развитие связной речи у детей с задержкой психического развития экспериментальной группы отмечались существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности. Сопоставление результатов выполнения заданий позволяет выделить две группы детей в зависимости от степени сформированности различных сторон связной речи и навыков рассказывания. Первую, более слабую группу (10 человек) составили дети, у которых были выявлены серьезные нарушения уже при построении высказывания на уровне фразы. Отмечались серьезные затруднения в смысловой организации высказываний.
Выполнение творческого задания оказалось для них практически не доступным. Исследование показали, что дети этой группы не владеют навыками самостоятельного составления рассказа: в их высказываниях характерно крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающие связность повествования.
У детей второй группы (10 человек) нарушение в построении отдельных высказываний и развернутых сообщений были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой. Они, как правило, справлялись с заданием на построение фраз на наглядной опоре: при этом отмечались недостатки главным образом в грамматико – синтаксическом оформлении фразы-высказывания.
При составлении рассказов наблюдались специфические нарушения (в логико – смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщений – не резко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. В отличие от детей первой группы, более или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рассказа по наглядному сюжету). Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.
Выделение указанных групп имеет значения в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи.
Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дает возможность установить, в каких видах исследуемой связной речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения. Это намечает пути индивидуального подхода в условиях проведения групповой работы.
Таким образом, во всех видах заданий у детей с задержкой психического развития обнаружились существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации. У детей с задержкой психического развития имеется отставание в развитие планирующей функции речи, трудности кодирования и декодирования текста.
Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи у детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Уровень сформированности связной монологической речи у детей с задержкой психического развития неодинаков.
Таким образом, исследование показало, что в продуктивной речи детей обеих категорий в основном употребляют простые малораспространенные и распространенные предложения, выражающие объектные и обстоятельственные (преимущественно пространственные) отношения. Используемые синтаксические структуры свидетельствуют о том, что дети на втором году обучения еще не владеют в должной мере навыками выражения отношений абстрактного и обобщенного характера. В создаваемых детьми предложениях редко встречаются обозначение атрибутивных отношений, временных связей, недостаточно характеризуется качество действия, способ его совершения, почти не раскрываются причинно – следственные зависимости, целевые, условные отношения. Редко используются сложные предложения и почти не употребляются в их составе придаточные определительные, сравнительные. В устной речи исследуемых присутствуют все знаменательные и служебные грамматические категории, но количественно преобладают те, которые характеризуются простотой содержания и конкретностью форм.
Другое о педагогике:
Философско-педагогические идеи представителей Русского Зарубежья на рубеже
19 – 20 веков
Педагогическая наука в эмиграции связана с процессами вхождения деятелей русской эмиграции в иную культуру, создавая свои научные школы. Это научно-педагогическая школа С.И.Гессена в университете Лодзи в Польше, социально-педагогические школы П.А.Сорокина в США, Г.Д.Гурвича во Франции. Деятели педа ...
Игра, как игровая деятельность
внимание игра познавательный урок Классический анализ психологии игры, традиционно имеет своим объектом игровую деятельность детей в соответствующем их периоде, т.е. игра и есть ничто иное, как игровая деятельность у детей. В своих работах игра – тренинг А.Е. Ливанова, считает, что практически не м ...
Определение целей и задач проектной деятельности
Следующий закономерный шаг деятельности после этапа проблематизации - формулировка целей и задач проекта. Целью проекта является нахождение способа решения проблемы. В этом случае необходимо обратить внимание на формулировку цели. В любой работе должна быть простая, понятная и привлекательная цель, ...