Анализ и интерпретация полученных данных

Страница 1

Возраст 14-15 лет является переходным периодом от старшего подросткового возраста в раннюю юность. Специфика состояния самосознания в данный возрастной период заключается в том, что оно только начинает формироваться и наиболее активное его развитие продолжается в последующих двух годах жизни ребенка. Ведущей деятельностью, согласно Д.Б. Эльконину, все еще остается общение в системе общественно полезной деятельности; познавательные и профессиональные интересы пока полно не сформированы. Еще одна особенность возраста заключается в способности к абстрактному мышлению, которое имеет пик своего развития именно в этот период, отсюда тенденция воображения уходить в сферу фантазий. Образ «Я» в этом возрасте относительно не определен, диффузен и расплывчат.

Теоретический анализ возрастной проблематики, а также различных теорий выбора привел нас к пониманию следующих моментов:

- выбор профиля - есть начальный этап профессионального самоопределения. Согласно концепции М.Р.Гинзбурга и других исследователей, выбор профилирующего направления деятельности должен осуществляться на основании представлений о собственных ценностей, о способах реализации этих ценностей в будущем, в нашем случае, в профилирующем направлении деятельности.

- выбор, как сознательный и волевой акт, всегда включает в себя действие по пристраиванию образов будущего, которое может возникнуть в результате предпочтения той или иной альтернативы. Другими словами осуществление выбора должно происходить из будущего. Таким образом, как наиболее предпочтительная модель выбора профиля, нами заявляется, модель выбора «из будущего».

На основании этих теоретических утверждений нами была выдвинута гипотеза: отсутствие образа будущего во взаимосвязи с настоящим является главной причиной, затрудняющей осуществление выбора профиля обучения в конце 9-го класса.

Далее представлена интерпретация количественных показателей анкетного опроса.

Таблица 1. Основания выбора профиля девятиклассников.

Предпочитаемая модель выбора

Дети.

Родители.

Педагоги.

Из прошлого

10 %

12 %

12 %

Из настоящего

15 %

25 %

20 %

Из будущего

20 %

58 %

59 %

Формально осуществленный выбор

4 %

5 %

9 %

Отсутствие выбора

51 %

Интерпретация количественных показателей таблицы №1.

Первое, что обратило на себя внимание, это то, что чуть больше половины детей (51 %) не определились с выбором профиля. Только 20% детей осуществляют выбор профиля дальнейшего обучения исходя из представлений о желаемом будущем, то есть только 1\5 учащихся девятых классов использует модель выбора, заявленную нами как наиболее предпочтительная. 10 % опрошенных девятиклассников в своем выборе опирались на прошлый опыт: успех или неуспех по тем или иным предметам; 15 % делали свой выбор на основании потребности реализации определенных познавательных интересов. С точки зрения родителей и педагогов (больше половины ответов из той и другой групп респондентов) наиболее предпочтительной и целесообразной является модель выбора «Из будущего». Следующая по предпочтению (25% родителей и 20% педагогов) модель выбора «Из настоящего», то есть предпочтение профиля на основании интересов. И только 12% и родителей, и педагогов считают, что выбор профиля должен осуществляться на основании успехов/неуспехов по предметам выбранного профиля.

При выявлении оснований выбора профиля девятиклассники разделились на две группы: 49% - это учащиеся, которые приняли решение о том, какой профиль предпочесть, 51% - это учащиеся, которые еще не осуществили выбор.

Таблица №2. Трудности, с которыми столкнулись девятиклассники при осуществлении выбора профиля.

Трудности

Девятиклассники

Родители

Педагоги

Осуществившие выбор

Неосуществившие выбор

Связанные с неумением выстраивать картину будущего

52 %

65 %

73 %

50 %

Связанные с неопределенностью интересов, и\или с противоречием между интересами и целями

14 %

19 %

14 %

41 %

Связанные с дефицитом информации о содержании профилей

33 %

14 %

11 %

7 %

Связанные с несогласием референтных лиц

1 %

2 %

2 %

2 %

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Разрушающиеся пластмассы
Большинство пластмасс не разлагаются в окружающей среде, так как живые организмы – деструкторы (грибы и бактерии) не имеют ферментов, необходимых для их разрушения. Известны два важные вида разрушающихся пластмасс: 1.Биополимеры. Это высокомолекулярные соединения, которые производятся живыми органи ...

Отбор целей и содержания обучения информатике одаренных детей в начальной школе
У одаренного ребенка природа отодвину лак ранним годам жизни обычные границы его обучаемости, но сферы, открытые таким образом, являются все еще terra incognita. Необходимо двигаться вперед в следовании и объединении усилий. Л.Термен Для того чтобы дети могли реализовать свое стремление к большей с ...

Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения". В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения": Сочинение– один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru