Еще в Древнем мире было широко распространено ростовщичество - дача денег в долг под процент. В Древнем Вавилоне Лихва составляла до 20% в год. При этом, если должник не возвращал вовремя долг, на следующий год проценты начислялись уже не только на основную сумму долга, но и на наросшие проценты и т. д. Во многих случаях это приводило к тому, что должник оказывался несостоятельным и попадал в рабство.
Рассмотрим задачу:
Взята в долг сумма а рублей. Какую сумму надо отдать через n лет, если деньги взяты под р % в год?
Ясно, что за первый год нарастает сумма равна
и общая сумма долга равна
(рублей). На второй год проценты начисляются уже на сумму
и составляют сумму
, а потому общая сумма долга равна:
. Аналогично, к концу третьего года долг будет составлять
, четвертого:
. Вообще через n лет сумма долга составит:
.
Полученное равенство называют формулой сложных процентов.
Эту формулу применяют для вычисления суммы и в том случае, когда число протекших лет не является целым. Именно, через х лет надо выплатить сумму 
рублей.
При а=1 эта формула принимает вид:
и задает показательную функцию с основанием:
.
При р=100 имеем
.
Предположим теперь, что начисление процентов происходит не ежегодно, а ежемесячно, но зато процентная ставка в 12 раз меньше. Тогда через х лет сумма долга будет выражаться формулой
.Вычисления показывают, что
Если начисление процентов будет производиться ежедневно, но процентная ставка будет в 365 раз меньше (29 февраля начисления не производятся), то через х лет сумма долга будет выражаться формулой:
. Вычисления показывают, что:
.
Это значение весьма близко к значению числа е. Можно показать, что по увеличению n значение числа
приближается к е.
Другие примеры применения показательной и логарифмической функции в различных областях знаний представлены в приложении 1 .
Использование таких примеров полезно при введении понятия показательной и логарифмической функции и их свойств.
Учащиеся отвлекаются от сухого изложения материала, формул, которые просто заучивают наизусть, не понимая зачем. Такие примеры позволяют осмысленно применять знания и, пожалуй, самое главное, делают изучение математики интереснее и легче.
Другое о педагогике:
Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности
педагога-воспитателя
Если посмотреть в целом на функциональное назначение самоанализа, то обнаружится, что он является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педа ...
Экономическое воспитание ребенка в семье
Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., – это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельност ...
Игры с передвижением по карте, плану, схеме
В играх с использованием карт, планов, схем, таблиц могут участвовать как отдельные ученики, так и команды учащихся. Игра обычно представляет собой поиски наиболее удачного (короткого, интересного, удобного и т.п.) маршрута. В некоторых играх используется кубик, на шести гранях которого нанесены то ...