Активные методы и средства развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку

Педагогическая теория » Инновационные методы и средства развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку » Активные методы и средства развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку

Страница 3

Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Такие стихи можно составлять на отдельные звуки, слова, или грамматические конструкции. После написания такого стихотворения можно его отработать хором. Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного, как и в паре, группе, составления нового синквейна, возможно варианты с составлением краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части, например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить.

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это возможно через рисунки, «каракули», «зарубки» или составления «идейных сеток».

«Идейные сетки», Mind-Map, Cluster-Method, являются мыслительными, креативными инструментами. Они подходят в качестве опор как для собирания и упорядочивания мыслей, так и для планирования, развития ассоциативного мышления, решения проблем, постановки вопросов. Основной принцип технологии визуализации мыслей – это отказ от традиционной формы записывания в чётком линейном порядке. «Clustering» и «Mindmap-ping» появились в результате исследований в нейрофизиологии. Согласно теории полушарий, разработанной американскими учёными Р. Сперри и Р. Орнстайн в начале 70-х годов, оба полушария головного мозга функционируют по-разному, но их взаимосвязанная работа открывает огромный творческий потенциал.

Метод Mind-Map «карта памяти», разработанный Т. Бузан, является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно, в виде «хаоса» на бумаге. Тема должна находиться непосредственно в центре листа бумаги и оказываться в любой момент в центре зрения. Таким образом, мы рассматриваем картину или ориентируемся в незнакомой местности, исходя из центра, осматриваясь во всех направлениях.

Достоинствами использования методов визуализации мыслей являются: чётко обозначена главная идея; легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий, элементов; развивается ассоциативное мышление, повторение происходит быстрее и эффективнее; карта может быть дополнена, отредактирована позднее; карты легко восстанавливаются при воспоминании. Этапы составления Mind-Map

1. В центре листа, доски пишется тема.

2. Учащиеся могут говорить всё, что им придёт в голову относительно данной темы. Учитель записывает эти понятия, ассоциации на одной стороне доски. Самостоятельность учащихся здесь очевидна, нет никакой оценки, чья идея лучше или хуже.

3. После того как все высказались по теме, можно сообща определить ключевые слова.

4. От центральной темы отходят основные ветви, на которые записываются другие ключевые слова.

5. На ответвлениях от этих ключевых слов упорядочиваются все остальные вышеназванные идеи. Возможно, что при этом у учащихся возникнут еще новые идеи, которые также записываются. Если ряд идей не подходят под обозначенные ключевые слова, необходимо определить для них отдельные ключевые слова.

6. Основные и побочные ветви могут быть пронумерованы, выделены цветом, некоторые слова, по договорённости, могут быть заменены символами, картинками.

Cluster-Method стимулирует речь, активизирует воображение, вносит разнообразие в рутинную работу, индивидуализирует обучение. У ребенка развито правое полушарие, то есть неосознанность, и только в процессе социализации левое полушарие подавляет правое, а любая спонтанность в мышлении контролируется.

«Cluster Method» противопоставляет свободные ассоциации систематичности, образ – понятию, оригинальность – конвенции, детскую оригинальность – рутине взрослой жизни.

Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями.

Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово или тема. Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста. Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Функции системы дополнительного образования детей в России
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в сре ...

Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения". В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения": Сочинение– один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении ...

Системы производственного обучения
Система образования в РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управ ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru