Основные формы и методы организации занятий по моделированию основы женского платья

Страница 1

Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы преподавателя со студентами, позволяющий студентам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре «революции в области методов организации». Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй состояло в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию дидактической работы.

Понятно, что в разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Вместе тем практика доказала, что ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему на практикуме по швейному производству успехов можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов организации. Каждая ветвь педагогики выделяет методы в соответствии со своими постулатами.

Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным (Таблица 1). В ней выделяют следующие методы.

Обьяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т. п.

Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

Проблемный метод используется главным образом на лекции, входе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании на экскурсиях. Благодаря ему студенты приобретают навыки логического, критического мышления.

Частично-поисковый метод при самостоятельной работе студентов, беседе, популярной лекции, проектировании и т. п. предоставляет студентам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.

Исследовательский метод: студенты постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность студентов, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к 2 методам, предполагающим взаимные действия у педагога и студентов, и, наконец, к методам самостоятельной работы.

Основные методы организации занятий по моделированию женского платья могут быть конкретизированы по трем группам — в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.

Таблица 1 Классификация методов

Словесные

Наглядные

Практические

Устное изложение (рассказ, объяснение, Лекция)

Демонстрация наглядных пособий

Упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ

Беседа

Показ трудовых приемов

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа учащихся с литературой

Самостоятельные наблюдения учащихся

Лабораторно-практическая работа

Письменное инструктирование

Производственные экскурсии

Управление технологическими процессами

Телевидение, звукозапись

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Игры - соревнования: кто быстрее, кто правильнее
"Что используют где?" Цель: отработка конструкций научного стиля речи "что получают из чего", "что используют (применяют) где". Реквизит: лист бумаги с изображением или названием предмета, о котором будет идти речь (он прикрепляется к доске); жетоны. Например, на листе ...

Технологии природоохранной деятельности
Основным стратегическим положением природоохранной деятельности школьников может служить идея посильной индивидуальной помощи миру природы, их участия «в работе самой природы». Это положение выражается в формуле «мы природе». Деятельное соприкосновение с миром природы, забота о благополучии тех или ...

Обзор существующих проблем и предложений по изменению системы школьного управления
Ирина Николаевна Щербо делится проблемами из собственной практики управления. Первая из них касается загруженности директора в начале учебного года: «такие фундаментальные документы, как план работы школы, образовательная программа, комплексная программа развития, учетная политика школы прописаны в ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru