Основные формы и методы организации занятий по моделированию основы женского платья

Страница 1

Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы преподавателя со студентами, позволяющий студентам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре «революции в области методов организации». Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй состояло в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию дидактической работы.

Понятно, что в разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Вместе тем практика доказала, что ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему на практикуме по швейному производству успехов можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов организации. Каждая ветвь педагогики выделяет методы в соответствии со своими постулатами.

Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным (Таблица 1). В ней выделяют следующие методы.

Обьяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т. п.

Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

Проблемный метод используется главным образом на лекции, входе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании на экскурсиях. Благодаря ему студенты приобретают навыки логического, критического мышления.

Частично-поисковый метод при самостоятельной работе студентов, беседе, популярной лекции, проектировании и т. п. предоставляет студентам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.

Исследовательский метод: студенты постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность студентов, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к 2 методам, предполагающим взаимные действия у педагога и студентов, и, наконец, к методам самостоятельной работы.

Основные методы организации занятий по моделированию женского платья могут быть конкретизированы по трем группам — в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.

Таблица 1 Классификация методов

Словесные

Наглядные

Практические

Устное изложение (рассказ, объяснение, Лекция)

Демонстрация наглядных пособий

Упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ

Беседа

Показ трудовых приемов

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа учащихся с литературой

Самостоятельные наблюдения учащихся

Лабораторно-практическая работа

Письменное инструктирование

Производственные экскурсии

Управление технологическими процессами

Телевидение, звукозапись

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Личностные качества педагога
педагогический профессиональный обучение личностный Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и в образе мышления. Учитель - не только профессия, связанная с передачей знаний, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В ...

Практическое применение краеведения на уроках литературы
Цель занятия : образовательная – рассказать ученикам о создании сериала. Развивающая – проанализировать плюсы и минусы экранизации. Основные методы и приемы : эвристический метод, основной прием – беседа; метод творческого чтения, используется прием комментированного чтения; репродуктивный метод (с ...

Необходимость применения качественных задач
Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, биологией, анатомией, медициной, жизнью человека. Поэтому для многих учеников она не интересна. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и л ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru