Основные формы и методы организации занятий по моделированию основы женского платья

Страница 6

Достоинства и недостатки каждой организационной формы следует рассматривать одновременно с двух точек зрения.

Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.

Во-вторых, не менее важно, чтобы при организации обучения у студентов формировалось наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, все студенты выполняют одинаковые задания.

При такой форме преподавателю значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, — все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных студентов, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения. Методическое руководство учебным процессом облегчается, планируемые целевые обходы строго конкретны, ибо «привязаны» к одному и тому же объекту труда. Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними студентами удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Здесь ни в коем случае не имеется в виду, что учащиеся осваивают трудовой процесс методом «проб и ошибок». Практика работы в мастерских показала, что всегда находятся учащиеся, более глубоко воспринимающие особенности конкретной работы, если они видят, «как деталь» на примере своих товарищей.

Кроме того, при фронтальной работе можно применить такую структурную схему:

В то же время фронтальная форма организации работы студентов не лишена недостатков. Прежде всего она не считается с различиями в развитии отдельных студентов, вследствие чего из-за разного темпа работы фронтальность нарушается. К недостаткам можно отнести и то обстоятельство, что каждый студент от начала до конца выполняет работу сам, у него не формируется преставление о характере разделения труда на современном производстве. Эта организационная форма создает благоприятные условия для освоения обработочных операций, но одной из ее слабых сторон является недостаточная дифференциация программного содержания, а порой и полное отсутствие такой дифференциации.

Групповая (звеньевая) форма организации работы студентов предполагает разделение при выполнении работ на группы из не скольких человек. Каждая группа выполняет свое задание (они могут резко разниться).

При формировании групп стоит учитывать хорошо апробированную методику — она состоит в следующем.

1. Небольшие группы (3—6 человек) могут работать как над теоретическими (например, при выполнении лабораторно-практических работ), так и над практическими заданиями; а также на внеурочных занятиях.

2. Состав групп постоянен. Студенты создают их сами, руководствуясь личными взглядами, например дружескими отношениями, общими интересами и т. п. Преподаватель, однако, следит за тем, чтобы каждая группа представляла своего рода «миниатюру группы», т. е. чтобы в ее состав входили как сильные, так и слабые студенты, различающиеся образом мышления, умением критически взвешивать принимаемые решения.

3. Работой группы руководит старший преподаватель, функции которого студенты выполняют поочередно — с целью научиться и руководить и подчиняться, это соответствует реалиям будущей трудовой жизни.

4. Группы работают под обязательным контролем педагога. Он помогает разрешить тупиковые ситуации и оценивает индивидуальные результаты. Руководящая роль педагога проявляется не только в конкретных «подсказках», но и в создании атмосферы сотрудничества, духа взаимной помощи.

Естественно, что при групповом выполнении задания усложняется

руководство учебным процессом: педагогу приходится осуществлять контроль одновременно за несколькими разнообразными рабочими участками.

Возможно в группах и такое: выделившийся неформальный лидер подчиняет волю остальных членов группы, проявляет авторитаризм.

Но и достоинства этой организационной формы очевидны. Она позволяет создавать у студентов правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес студентов к работе. Наконец, эта форма — по существу, единственно возможный вариант для тех случаев, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования, например при работе на станках.

емонстрация

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

История педагогической оценки
В начале 60-х годов XIX века в учебных заведениях Российской империи отменили телесные наказания. Были предположения, что следом за ними должна уйти и школьная оценка. Дебаты по этому поводу, периодические попытки работать без оценок длились полвека. За это время был накоплен уникальный педагогичес ...

Цель и методы семейного воспитания
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоцио ...

Реализация межпредметных связей отдельных разделов алгебры и начал математического анализа
Для начала предложим примерный план занятий элективного курса по данной теме № Тема Краткое содержание Часы 1 Как появилась показательная функция? (Урок-экскурсия в прошлое) 1. Интересные исторические факты, рассказы, легенды, связанные с возникновением показательной функции. 2. Показ «нематематиче ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru