Активные методы и средства развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку

Педагогическая теория » Инновационные методы и средства развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку » Активные методы и средства развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку

Страница 2

Формы и методы организации занятий используются в комплексе и зависят от задач конкретного этапа формирования.

Можно выделить следующие группы методов, направленных на формирование опыта творческого мышления: по способу организации учебной деятельности: структурно-логические, задачные методы. Они характеризуются поэтапной организацией постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов от простого – к сложному, от теории – к практике.

Тренинговые методы. Они представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества. Игровые методы. Данная группа методов характеризуется игровой формой взаимодействия субъектов образовательного процесса; образовательные задачи включены в содержание игры: деловые игры, дискуссии.

По формирующей направленности: методы развития опыта творческой деятельности: методы с применением затрудняющих условий: метод временных ограничений, метод внезапных запрещений, метод новых вариантов, метод информационной недостаточности, метод абсурда; методы группового решения творческих задач; методы коллективного стимулирования творческих поисков: метод мозгового штурма, синектики. Обобщенная мысль людей, направленная в единое русло, неизбежно сталкивается, переплетает десятки разномастных идей, рождая при этом оригинальные жизнеспособные решения. Один предлагает, другой развивает, третий формирует. Но каждый включается в творческий процесс придумывания. Кроме чисто практического результата – решения предложенной задачи, достигаются побочные эффекты, например, ломка стереотипов мышления. Кроме того, при принятии коллегиального решения, а именно такое подразумевает мозговой штурм, никто в будущем не откажется от него, так как в этом решении присутствует и его творчество. Перечисление атрибутов и ассоциативные приемы, которые заключаются в побуждении к созданию новых словесных ассоциаций; метафорический синтез, предполагающий использование метафор и сравнений для возбуждения творческой мысли и направленный на то, чтобы «делать знакомое странным».

Для прочного усвоения учебного материала целесообразно использовать такие творческие приемы как решение головоломок, составление тестов самими учащимися, отгадывание и составление кроссвордов, чайнвордов, диктанты, заполнение немой карты, саморассуждение, решение триады, создание самодельной карты, творческий рисунок по теме. Еще одной формой стратегии развития креативного мышления является техника «пятистишье», или синквейн который способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Данную стратегию можно использовать в качестве речевой зарядки для отработки звуков.

«Пятистишье» – это стих из пяти строк, который требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение по той или иной теме. Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

В начале учащимся предлагается составить синквейн на тему, хорошо им знакомую, например «Семья», «Школа», «Дружба». На первых порах при составлении синквейна работу желательно делать в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Общие данные о развитии лексики в онтогенезе
Вопросу развития лексики посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается в различных аспектах, таких как: психофизиология, психология, лингвистика и психолингвистика. Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом ...

Особенности педагогической профессии
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея ...

Проблема уровня субъективного ощущения одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Многими исследователями подростковый возраст признан как переходный этап становления самосознания. А возникновение самосознания – это итог осмысления подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкое изменение его поведения про ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru