- институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл. Причинами педагогических инноваций являются:
1. Кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом.
2. Потребность в научной поддержке инновационной деятельности.
Раскрытие разнообразных подходов к типологии педагогических инноваций важно, так как они отражают понимание учеными и педагогами – практиками в разное время сущностного значения инноваций в образовании, той роли, которую они им отводили.
Согласно разработанной А.В. Хуторским систематики педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:
- по отношению к структурным элементам образовательных систем;
- по отношению к личностному становлению субъектов образования в области развития определенных способностей учеников и педагогов;
По области педагогического применения:
- в учебном процессе;
- по типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в репетиторстве. в семейном обучении;
- по функциональным возможностям;
- по способам осуществления;
- по масштабности распространения;
- по социально-педагогической значимости;
- по объёму новаторских мероприятий;
- по степени предполагаемых преобразований.
Инновационные технологии занимают на сегодняшний день прочную позицию в жизни школы, обеспечивая динамическое развитие, продуктивность и быструю адаптацию образовательного процесса к меняющимся условиям и требованиям общества.
В области общего среднего образования наиболее актуальными инновациями будут следующие:
- переориентация целей общего среднего образования на получение образования, направленного на развитие личности, ее способности к научно-технической, инновационной, творчески-развивающей деятельности на основе социального заказа; конструирование учебного процесса как системы, способствующей саморазвитию личности;
- обновление содержания образования, предполагающее: расширение спектра образовательных задач за счет включения в содержание учебно-воспитательной работы материала, ориентирующего учащихся на полноценное усвоение социокультурных, нравственных, этических, экологических ценностей; интеграцию знаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин и создающих предпосылки для проблемно-модульного изучения ряда учебных предметов;
- перемещение акцента с процесса преподавания на процесс учения самих учащихся, освоения ими опыта самообразования под руководством педагога на основе увеличения самостоятельной работы. Это позволит ученикам развивать индивидуально-творческий подход к освоению учебного материала, к восприятию социокультурных ценностей, а так же осуществлять учебную деятельность в собственном темпе и в соответствии со своими интересами;
- обеспечение образовательного процесса материально-техническими средствами на уровне современного социокультурного развития общества.
Во всех случаях инновационные образовательные технологии ученые рассматривают как связывающее звено между наукой и практикой, поскольку она соединяет в себе признаки обоих и по сути отражает взаимосвязь между ними.
Другое о педагогике:
Формирование «Я – концепции» воспитателя
Существует много подходов к пониманию вопроса о построении профессиональной карьеры, как зарубежных исследователей, так и отечественных. Один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте молодежи при РАО в 1993 году, основан на разработанной Р.Бернсом «Я ...
Виды педагогических оценок
Существуют разные виды педагогических оценок: предметные, персональные, материальные, моральные, результативные, процессуальные, количественные и качественные. Также в педагогике выделяют оценки в ситуации опроса: опосредованная, неопределенная, замечание, отрицание, согласие, одобрение, порицание, ...
Физические качества
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая ( ...