Основные характеристики инновационного подхода

Страница 4

- в систему контроля и оценки уровня образования;

- в систему финансирования;

- в учебно-методическое обеспечение;

- в систему воспитательной работы;

- в учебный план и учебные программы;

- в деятельность обучающего и обучающегося.

Педагогические и образовательные инновации представляют собой момент развития педагогической или образовательной системы. Чтобы педагогическая или образовательная инновация была воспринята системой, стала ее частью, она должна ей соответствовать. В качестве источников идей обновления школы выступают:

- потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

- передовой педагогический опыт;

- интуиция и творчество руководителей и педагогов;

- опытно-экспериментальная работа;

- зарубежный опыт.

К важному источнику появления педагогических инноваций относится педагогическая наука. Она, меняя представления о педагогическом процессе, о школе, о нормах качества об обучающейся личности служит генератором педагогических инноваций. Педагогика, как ее часть, педагогическая инноватика начинаются с человековедения. Ведь любая педагогическая система в первую очередь имеет статус антропогенной системы типа «человек – человек» или «человек-общество», в которой проявляются знания о законах развития человека. Цели и задачи инновационной деятельности это:

- Совершенствование преподавания и воспитания учащихся.

- Включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм массового образования.

- Распространение лучшего педагогического опыта.

- Привлечение ученых научно-исследовательских центров к проблемам образования.

Таким образом, педагогическая инновация определяется как нововведение, целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы или новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Педагогические инновации рождаются в образовательной системе как момент проявления закона ее волновой переадаптации к изменяющейся внешней среде. Сама педагогическая инновация – явление сложное и многомерное. Педагогические инновации охватывают педагогические технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные процессы, организацию уроков, организацию педагогической среды школы. Спектр педагогических инноваций огромен. Но в любом случае педагогическая инновация должна соответствовать тому «заказу», «потребности» эволюции педагогической системы, которыми она вызвана к жизни.

Р.А. Фатхутдинов отмечает, что между понятиями «новшество» и «инновация» есть существенные отличия. Новшество является более широким понятием, которое может включать не только применение новых знаний на практике, но и открытия, новые формы организации работы, в то время как инновация – это результат внедрения новшества с целью изменения управляемого объекта. Новшества могут сразу внедряться, становясь инновациями, а могут создаваться, но не находить практического применения в данной системе, существовать в виде новых идей и проектов, накапливаться, «дожидаясь своего часа до внедрения». Итак, новшества – это именно средство, новый метод, методика, технология, программа, а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Сущность коммуникативной компетенции и её структура
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «компетенции» обучающихся. Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуман ...

История экологической этики
Этические взгляды по отношению к природе высказывались в самое разное время в самых разных странах. Будда провозгласил принцип непричинения вреда другим живым существам. Мухаммед защищал животных от жестоких людей. Пифагор и Плутарх говорили о добром отношении к животным. Святой Франциск Ассизский ...

Экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений на основе педагогического значение памяти
При проведении эксперимента мы исходили из того, что эффективность процесса совершенствования лексических навыков диалогической речи основано на использовании разработанных нами рекомендаций по эффективному запоминанию лексики. Процессы памяти тесно связаны с изучением английского языка. В связи с ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru