Основные характеристики инновационного подхода

Страница 4

- в систему контроля и оценки уровня образования;

- в систему финансирования;

- в учебно-методическое обеспечение;

- в систему воспитательной работы;

- в учебный план и учебные программы;

- в деятельность обучающего и обучающегося.

Педагогические и образовательные инновации представляют собой момент развития педагогической или образовательной системы. Чтобы педагогическая или образовательная инновация была воспринята системой, стала ее частью, она должна ей соответствовать. В качестве источников идей обновления школы выступают:

- потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

- передовой педагогический опыт;

- интуиция и творчество руководителей и педагогов;

- опытно-экспериментальная работа;

- зарубежный опыт.

К важному источнику появления педагогических инноваций относится педагогическая наука. Она, меняя представления о педагогическом процессе, о школе, о нормах качества об обучающейся личности служит генератором педагогических инноваций. Педагогика, как ее часть, педагогическая инноватика начинаются с человековедения. Ведь любая педагогическая система в первую очередь имеет статус антропогенной системы типа «человек – человек» или «человек-общество», в которой проявляются знания о законах развития человека. Цели и задачи инновационной деятельности это:

- Совершенствование преподавания и воспитания учащихся.

- Включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм массового образования.

- Распространение лучшего педагогического опыта.

- Привлечение ученых научно-исследовательских центров к проблемам образования.

Таким образом, педагогическая инновация определяется как нововведение, целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы или новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Педагогические инновации рождаются в образовательной системе как момент проявления закона ее волновой переадаптации к изменяющейся внешней среде. Сама педагогическая инновация – явление сложное и многомерное. Педагогические инновации охватывают педагогические технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные процессы, организацию уроков, организацию педагогической среды школы. Спектр педагогических инноваций огромен. Но в любом случае педагогическая инновация должна соответствовать тому «заказу», «потребности» эволюции педагогической системы, которыми она вызвана к жизни.

Р.А. Фатхутдинов отмечает, что между понятиями «новшество» и «инновация» есть существенные отличия. Новшество является более широким понятием, которое может включать не только применение новых знаний на практике, но и открытия, новые формы организации работы, в то время как инновация – это результат внедрения новшества с целью изменения управляемого объекта. Новшества могут сразу внедряться, становясь инновациями, а могут создаваться, но не находить практического применения в данной системе, существовать в виде новых идей и проектов, накапливаться, «дожидаясь своего часа до внедрения». Итак, новшества – это именно средство, новый метод, методика, технология, программа, а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии
Теоретическое представление о воспитании – это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат – в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Он ...

Анализ проведения сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада №53 г. Алматы
1. Сюжетно-ролевая игра "Поликлиника" Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала развивать у детей способности принимать на себя роли, развивать интерес к игре, формировать положительные отношения между детьми, воспитывать у детей уважения к труду врача. Игровой материал: иг ...

Роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста
сюжетный ролевой игра дошкольник Проблема сюжетно-ролевой игры как основного вида деятельности - одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике. Существуют различные концепции, которые пытаются раскрыть природу, движущие силы, возможности, особенности сюжетно-ролевой игр ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru