Знакомство с основными элементами музыкального языка

Педагогическая теория » Преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе » Знакомство с основными элементами музыкального языка

Страница 4

С изучением каждой тональности в пособии Металлиди связано обозначение ступеней, трезвучие, вводные звуки, опевание устойчивых звуков. Музыкальный материал, представляющий каждую тональность, строится на попутной отработке пройденного материала (что характерно и для пособия Барабошкиной).

Оба учебных пособия предполагают задания на опознание тональности по тонике и ключевым знакам.

Трезвучие

В учебнике Барабошкиной для первого класса подготовка к изучению трезвучия начинается в параграфе, посвященном понятию тональности (задание на настройку слуха, где используются ноты, расположенные по трезвучиям). В конце попевок-примеров даются ноты тонического трезвучия той тональности, в которой написан тот или иной пример, и учащемуся рекомендуется пропеть их и запомнить.

С трезвучием в учебнике Барабошкиной оказывается связано понятие аккорда (хотя аккорд – необязательно трезвучие); аккорд демонстрируется в аккомпанементе приводимых в параграфе музыкальных примеров. С трезвучием в учебнике Барабошкиной оказывается связано понятие «устойчивые звуки».

Ни в учебнике Барабошкиной, ни в учебнике Металлиди не приводятся примеры увеличенных и уменьшенных трезвучий.

Обращения трезвучия изучаются в третьем классе, т.к. именно в третьем классе учащиеся знакомятся с секстой (интервал, который образуют крайние звуки при обращении трезвучий). Точно так же не раньше третьего класса происходит знакомство учащихся с трезвучиями других ступеней. В школах же с пятилетним обучением (для взрослых) субдоминантное и доминантное трезвучия, трезвучия других ступеней лада, обращения трезвучия и связь между обращениями трезвучий различных ступеней даются сразу в первом-втором классах, причем иногда учащихся знакомят даже с понятиями «плагальные обороты», «автентические обороты», «трезвучие в терцовом положении», «трезвучие в квинтовом положении», «трезвучие в положении основного тона», обычно изучаемыми в старших классах в курсе гармонии и теории музыки или даже выходящими за пределы программы детской музыкальной школы. Это объясняется тем, что взрослым учащимся легче, чем детям, изучать теорию в силу большей тренированности их интеллекта.

Вместе с тем в пособии Металлиди уже в учебнике для 1 класса в третьей по счету тональности, которую предстоит пройти учащимся (соль мажор), приводится задание подобрать к предложенной мелодии (упражнение 114) аккомпанемент из приведенных аккордов (составляющих последовательность Т5/3 – S6/4 – D6). К моменту выполнения данного упражнения учащиеся уже знакомы с устойчивыми звуками (I, IV, V ступени лада), однако о связи этих аккордов с устойчивыми звуками пока не говорится ничего. Аналогичные задания (подобрать к мелодии аккомпанемент из аккордов вышеприведенной последовательности) даются и при дальнейшем прохождении учащимися тональностей (фа мажор, ре мажор и т.д. Таким образом, у учащихся тренируется гармонический слух.

Интервалы

И в учебнике Металлиди, и в учебнике Барабошкиной изучение интервалов в соответствии с программой приходится на второй год обучения, но подготовка к изучению интервалов начинается уже в первом классе.

В пособии Барабошкиной для первого класса подготовка к пению и восприятию интервалов начинается с параграфа 10 («Скачок на две ноты»). До этого момента музыкальный материал, презентуемый в параграфах, строился на движении по гамме (восходящем и нисходящем) – само понятие «гамма», однако, в этом пособии вводится в конце первого класса. Впрочем, попевка, содержащая в себе движение по терции, содержится уже в параграфе 8, где появляется мелодия, построенная на трех соседних звуках (сама попевка строится так, что в ней содержится весь пройденный к тому времени материал – смена ритмического рисунка, паузы – и к этому прибавляется новый мелодический ход: скачок на терцию; вместе с тем понятие «терция» еще не вводится). Материалом является уже ставшая классической народная песня «Семейка», которая фигурирует, помимо этого, в различных пособиях – в том числе в пособии Металлиди.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Организация игры. Роль и место преподавателя в дидактических играх
Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от преподавателя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в нее, заинтересовать. Что для этого необходимо и как это сделать? 1. При игре недопустимы отношения, которые существуют в условиях репродуктивного обучения ...

Лингводидактический аспект формирования связной речи у детей
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в "стимула-средства", т.е. такую деятельность, в ходе ...

Методика разработки экспериментальных уроков с применением игрового и соревновательного методов обучения
физический подготовленность учащийся методика В соответствии с задачами исследования нами были разработаны экспериментальные уроки физической культуры с включением игрового и соревновательного методов, направленные на развитие двигательных умений и навыков, совершенствования физических качеств. Упр ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru